0
6040
Газета Образование Интернет-версия

19.10.2022 17:53:00

Педагоги должны прививать детям опыт личной ответственности

Дефицит насыщенной вариантами выбора и активности жизни приводит к трагедиям

Антон Зверев

Олег Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист; Олег Антонович Зверев – аспирант Московского международного университета.

Тэги: наркомания, дети, наркологическая помощь, невротическая зависимость, воспитание, молодежные недуги, причины


наркомания, дети, наркологическая помощь, невротическая зависимость, воспитание, молодежные недуги, причины Пора приступать к лечению не только следствий, но и причин молодежных недугов. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru

Психолог Дмитрий Овсянников из Центра помощи наркозависимым советует всем родителям, какие бы вопросы их ни терзали: «Обнимите ребенка, когда он падает, упал или его что-то мучает. В счастье мы рады обнимать наших детей, это легко. А вы обнимите падшего ребенка. Когда мы начинаем обнимать своих детей в беде, при неудачах, они открываются нам...»

В один из дней пандемии в СМИ была представлена официальная статистика обращений в государственную службу наркологической помощи – судя по этим цифрам, данный показатель в период локдауна снизился. При этом ускорение продаж винно-водочной продукции наблюдатели связали с дефицитом антисептиков: якобы люди покупали алкоголь исключительно для дезинфекции.

Но так ли это? «Работая в «полях», нам было отчетливо видно, что количество обращений увеличилось в марте и апреле 2020 года примерно в три раза», – отмечал руководитель реабилитационного центра по лечению наркомании и алкоголизма «Чистый день» Данила Бодров. Как он утверждает, в среднем поток обращений в центр «помолодел». При этом молодые люди признавались, что раньше, до распространения COVID-19, не имели проблем с зависимостью либо зависимое поведение не приносило им никакого вреда, не разрушало их жизни и жизни их близких. А ведь, как правило, первый «тайный» опыт знакомства с зельем приходится на подростковый возраст.

Перед нами самая, пожалуй, тихая проблема общества: она тихо входит на порог квартиры, поражая самых на первый взгляд безобидных и благополучных. Но (это крайне важно!) поражает и родителей подростков: в науке считается практически доказанным, что родственники зависимого человека почти так же больны, как и сам зависимый. Поэтому психологи в этих случаях рекомендуют как наиболее эффективную работу с целой семьей.

«Что приготовить сегодня на ужин? Поделитесь, дети, веером идей, личных капризов и подсказок!» – из поколения в поколение такой вопрос в наших домах никто своим чадам в здравом уме и твердой памяти не задавал. «Да он и сегодня многим кажется как минимум нелепым», – делится консультант-терапевт по химической зависимости Наталья Тимакова.

Наталья работает в системе помощи наркозависимым 15 лет и у всех своих подопечных наблюдала общую черту: все они вместе и каждый в отдельности с детства не умели выбирать, брать на себя ответственность за сделанный выбор. Принимали к исполнению любое поручение от взрослых – без размышлений, поиска альтернатив. У них слабая воля? Возможно. Но это не значит, что такое свойство личности следует сопровождать «ядом авторитарности» – зашкаливающим прессингом советов и нотаций, поступающих от взрослых.

«Сначала у малыша не спрашивают о его кулинарных предпочтениях, а кончается дело тем, что мама выбирает за него школу, вуз, место работы и подругу жизни. Это тоже своего рода зависимость – от чужого (материнского в данном случае) мнения», – рассказывает психолог. Все пути в бездну, по словам Натальи и ее коллег, сопряжены с одной фундаментальной проблемой – трудностями саморегуляции. Именно трудности саморегуляции являются питательной средой для обучения зависимости.

Напомним: американские исследователи насчитывают до 400 видов невротических зависимостей. Кроме алкоголизма и наркомании они выделяют зависимость от новостей, аддикцию к покупкам, зависимость от еды (соль, сахар, кофе, шоколад), трудоголизм (страдающий этим недугом не умеет переключать мысли с работы на семью и отдых), интернет-зависимость, лудоманию (аддикцию к играм), аптечную наркоманию и пр.

Мы разговорились с Натальей Тимаковой в одном из подмосковных центров реабилитации наркозависимых. «Мир изменился бы до неузнаваемости, если бы в придачу к политике традиционного кнута и пряника наша семейная педагогика обзавелась бы третьим инструментом – принципом выбора. Этому надо учить детей сызмальства, это сильнейший способ обрести ответственность и уверенность в себе», – подчеркивает Тимакова.

Тему свободы выбора затронул создатель и директор казанской авторской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков, 11 лет преподававший в Финляндии, где почти ничего не слышал о проблеме наркозависимых! (Между прочим, это его, иностранца, ученики общеобразовательной школы им. Алексиса Киви (Aleksis Kivi, Хельсинки) избрали лучшим учителем 2009 года.)

Оказывается, в Суоми искусству и науке выбора учат даже двухлетних. «В детском садике к ним подходит воспитательница и спрашивает: «Дети, вам молочка или водички? Если хотите молочка, поднимите большой пальчик. Если водички, поднимите мизинчик». Дети напряженно думают и осуществляют выбор. Они еще говорить не умеют, но их уже учат выбору», – делится Павел. И приводит противоположный пример: «В нашем российском богатом детсаде на столе малыш увидит молоко, воду и какао. В бедном садике он ничего другого не найдет, кроме стандартного напитка: выбора у детей нет. Как правило, им просто выдают «что полагается»...

С этим выводом согласны американские философы из Калифорнийского университета Беркли Джоэл Крамер и Диана Олстед, авторы бестселлера «Маски авторитарности: очерки о гуру». В нем на примерах политических лидеров доказывают: «Мы живем в обществе, где больны не люди, а мораль». В противном случае, в их представлении, наследственность склонных к зависимости людей никогда не проявила бы себя, в том числе в виде синдрома расколотой психики.

Вот цитата из статьи в «Педагогической онлайн-энциклопедии»: «Человек испытывает положительные эмоции благодаря эндогенным опиатам (ЭО), находящимся в центре удовольствия в головном мозге. У большинства людей стандартный уровень ЭО. Люди с «плохой наследственностью» имеют заниженный уровень гормонов радости. Такие подростки более восприимчивы, требуют особого подхода, в коллективе чувствуют себя одинокими и непонятыми. У них бывает беспричинный всплеск или упадок сил; им свойственно застревать на тех или иных привычках, «приносящих радость».

Что же делать родителям, чтобы своевременно распознать коварную болезнь? Им нужно обратить внимание на своих детей, если они вдруг становятся слишком скрытными, заметно снижается успеваемость. Должны насторожить и новые подозрительные друзья, резкая смена настроения, ношение не по погоде одежды с длинными рукавами (есть опасность, что колет вены), поведение, напоминающее состояние опьянения, но отсутствие при этом запаха спиртного.

Есть и другой совет, но уже нашим политикам – приступать к лечению не только следствий, но и причин молодежных недугов. А причина очевидна: дефицит насыщенной выборами и активностями жизни в рамках системы образования, утрамбованной до отказа запретами в виде унылой череды оценивающих процедур: оценок, тестов, диагностик и стандартов...



Читайте также


Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
2132
Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
4316
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
5772
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
9854

Другие новости