0
10002
Газета Образование Интернет-версия

23.11.2022 17:09:00

Зачем нужны педагогические классы

Преподователю в классе самому должен нравиться процесс самопознания

Тэги: школа, педагогические классы, самообучение, самопознание


школа, педагогические классы, самообучение, самопознание Современный педагог должен быть как минимум вдохновителем, мотиватором, проводником в мир свершений. Фото агентства «Москва»

По сообщению министра просвещения Сергея Кравцова, к 2024 году в школах РФ будут открыты 5 тыс. профильных педагогических классов. Также Минпросвещения со ссылкой на исследование НИУ «Высшая школа экономики» сообщило, что за последние два года прием по направлению «Образование и педагогические науки» вырос почти на 10 тыс. человек.

Надо сказать, что попытка создать педагогическое классы уже предпринималась. В 90-е годы ХХ века они начинали свою работу, но как-то заглохли. Директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО Елена Казакова, автор монографии «Основы психологии и педагогики для учеников средней школы», в своей лекции в Российской академии образования поделилась своими наблюдениями о том, какие ребята должны прийти учиться в педагогические классы, чтобы хорошее дело не сошло на нет. Понятно, что в биологи идут те, кто любит природу. Те, кто любит математические формулы, идут в математические классы. А кто идет в педагогические вузы? Те, кто любит детей? Это тривиально. Всякий нормальный взрослый любит детей, иначе бы мир перестал существовать.

Еще один полемический вопрос касается одаренности. Если педагогическая одаренность вообще существует – какая она? Когда она себя должна проявить? В каком классе эта способность может проявиться? Как увидеть будущего учителя в подростке? Вот вопросы, не ответив на которые сложно понять, зачем человеку идти в педагогические классы.

Елена Казакова приводит такой пример. В школе, где она работала когда-то, был учитель, который сам не умел нырять, но говорил, что научит ребят нырять. Потому что знает инструкцию. И он научил детей нырять. Это к тому, что сама Елена Казакова по образованию математик. И до прихода в Санкт-Петербургский госуниверситет вела уроки математики в одной из обычных школ. Причем в старших классах, потому что к пятиклассникам у нее, по ее словам, «нет эмпатии». То есть она не может проявить эмпатию к тем трудностям, которые эти дети испытывают. А вот с десятиклассниками все хорошо проходит.

В переживаемое сегодня нами тяжелое время, когда мы не можем спроектировать нашу жизнь «даже в шаге» на неделю, на первый план выходит способность самообучаться. Главное, что должен любить учитель, – любить учиться, считает Елена Казакова. Учителю самому должен нравиться процесс самопознания. Если ему самому это будет нравиться, то он этим мастерством – познавать мир – сможет поделиться со своими учениками. Радость познания – это отличительная черта современного учителя, подчеркивает Казакова.

Кстати, опросы ФОМ говорят о том, что почти 40% представителей поколения «Z» хотели бы сделать собственное революционное изобретение, которое изменит нашу жизнь. Естественно, что учитель-ментор при таких детях – это путь в никуда. Современный школьный педагог должен быть как минимум вдохновителем, мотиватором, проводником в мир свершений и ценностей.

Он должен знать не только психологические особенности ребенка на определенном этапе его развития, на чем держится познавательный интерес ребенка, или как работают мыслительные процессы. Ему предстоит еще осилить школьный бумагооборот. Кстати, с переходом на электронные носители его, как ни странно, не стало меньше. Как вести школьную документацию. И это, заметьте, надо тоже полюбить делать.

Ученый провела такой эксперимент с учителями. Она опросила их на тему: «Любите ли вы учиться?» И учителя попытались сразу же заменить этот вопрос на другой: «Любите ли вы учить?» «Нет, нет. Именно «Любите ли вы учиться, уделяете ли вы этому свободное время?» – подчеркнула Казакова. И получила ответ, что у учителей нет на это свободного времени: «О чем вы говорите!»

Лишь небольшой процент учителей ответили на этот вопрос положительно. Намного меньше 50% от общего числа опрошенных. Человек, который не любит сам читать, не сумеет вырастить читателя. Человек, который не любит физику, не увлечет никого физикой. Человек, который не любит сам учиться, не сможет воспитать ученика, который любит учиться.

Также Елена Казакова назвала наметившиеся сегодня тенденции в обучении, которые будут помогать учителю в преподавании и воспитании. Во-первых, это идея совместности. Долгое время делался крен в сторону индивидуализма. И это правильно. Каждый должен состояться. Каждый мечтает о счастье, но личностью становятся в сообществе. Идея совместности, совмещенная с идеей ответственности.

Во-вторых, сегодня как никогда актуальна идея добровольного служения другим, или волонтерства.

Третий момент касается деятельностного подхода в образовании, который помогает состояться в этом мире. Это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Где личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Всему этому и будут учить в педагогических классах. 


Читайте также


Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Владимир Полканов

Чему учат старшеклассников вузовские профессора

0
1105
Школа юных дарований

Школа юных дарований

Владимир Полканов

В специализированных центрах при университетах детей готовят к научной карьере

0
1018
Ставропольские школьники ставят опыты на автомобилях

Ставропольские школьники ставят опыты на автомобилях

Владимир Полканов

Юных исследователей обучают преподаватели Северо-Кавказского федерального университета

0
1155
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
4245

Другие новости