Психолингвист Татьяна Черниговская уверена, что чем сложнее учиться – тем полезнее для мозга. Фото агентства «Москва»
Самому возрастному абитуриенту, поступившему в вуз в 2022 году, был 61 год. Он выбрал специальность «политология», сообщили в Рособрнадзоре, подводя итоги приемной кампании – 2022. Как говорил римский политический деятель и философ Сенека, «век живи – век учись». И все-таки любопытно, почему люди учатся всю жизнь?
Всего ЕГЭ в этом году сдавали свыше 200 человек старше 50 лет, рассказали в Рособрнадзоре. Самым возрастным участником сдачи госэкзамена стала 81-летняя жительница Петербурга. Также экзамен сдавали 72-летний москвич и 71-летняя жительница Калининградской области. Согласно действующим нормам, ЕГЭ может сдать любой желающий.
Исследование, проведенное образовательной платформой GeekBrains совместно с VK, показало, что каждый пятый россиянин в возрасте от 25 до 55 лет получает высшее или дополнительное образование. При этом более половины из них уже получали высшее образование (35%) либо проходили различные курсы по получению специальности (38%). Только около четверти респондентов задумались об этом впервые (27%).
Согласно данным опросов, большинство возрастных студентов подходят, по их мнению, к получению образования более осознанно, чем ранее. 40% подчеркнули, что только теперь понимают, зачем они это делают. Основная цель студентов в возрасте 25+ связана с желанием изменить сферу деятельности и получить новую профессию (68%). 49% хотели бы повысить уровень дохода, 46% – получить конкретные навыки. Многих привлекает перспектива удаленной работы (40%), 29% хотели бы развиваться в их текущей профессии. Каждый пятый (22%) респондент готов выделять от 30 до 50 тыс. руб. в год на дополнительное обучение, каждый третий – от 50 до 100 тыс. руб.
Стимулирует население на дальнейшее обучение и реклама непрерывного образования. Эта концепция подразумевает: образование на протяжении всей жизни (life-long learning education); образование взрослых (adult education); непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training).
О непрерывном образовании много говорят, и кому-то может показаться, что это какой-то новый подход. Но это не так. Даже как самостоятельная концепция идея непрерывного образования появилась далеко не сегодня. Она была представлена на форуме ЮНЕСКО в 1965 году теоретиком гуманитарного образования П. Ленграндом, который связал его с бурным развитием научно-технического прогресса и подгонкой обучения взрослых под него.
Что же касается массового обучения взрослых, то достаточно вспомнить историю России ХХ века. После Октябрьской революции надо было ликвидировать массовую безграмотность. Это, а также обеспечение безопасности государства вызвало большой энтузиазм населения страны. Появилась централизованная система массового обучения взрослых граждан широкому спектру как профессиональных компетенций, так и жизненных навыков.
В 1931 году учреждения высшего образования начинают зачислять взрослых абитуриентов на вечерние и заочные курсы, а не на дневную форму обучения. Это тоже было важным шагом в развитии системы формального непрерывного образования взрослых. При этом существовали ограничения на прием – на заочной или вечерней форме могли учиться только те, кто работает по соответствующей специальности.
В период с 1960 по 1990 год работала государственная система повышения квалификации рабочих. Но в 1990-х система централизованного обучения взрослых было разрушена. Профессиональное непрерывное образование стало исключительным делом крупных частных корпораций и групп компаний.
Хотя декларирование процесса как государственного дела, конечно, было. Так, в 1992 году приняли Закон РФ «Об образовании», в котором упоминалось о «непрерывном повышении квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов». А в 1996 году в Федеральном законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» появился пункт о непрерывности и преемственности процесса образования.
Есть и сугубо физиологический аспект в проблеме непрерывного образования. Ученые единодушны в том, что мозг «изнашивается», если люди не получают новые знания. Обычная рутина ускоряет старение, нарушая его функции. Если вы получаете новый опыт или решаете проблемы, это полезно для мозга. Чем сложнее учиться – тем полезнее.
Известный специалист в области нейронауки и психолингвистики, доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО Татьяна Черниговская приводит отличный пример – ложку. Когда она в правой руке, то это автоматическое действие. Можешь хоть с закрытыми глазами есть. Но когда возьмешь в левую, то поймешь, что отвлекаться на что-то другое сложно. Приходится концентрироваться. Это и есть мышление, когда мозгу сложно.