Если уникальность составит менее 70% от общего объема текста, то работа не будет зачтена. Фото РИА Новости
7 декабря ученики 11-х классов российских школ будут писать итоговое сочинение, которое введено в школах РФ с 2014 года. Успешное написание сочинения означает допуск к сдаче ЕГЭ. Не осилившие сочинение имеют еще две попытки в резервные дни – 2 февраля и 4 мая 2023 года.
Пересдать сочинение могут те, кто не явился по уважительной причине; не дописал работу по уважительной причине; не получил зачет. Но, по статистике, около 97% школьников пишут итоговое сочинение с первого раза.
Самый важный момент при написании его – уникальность текста. Если сочинение будет признано несамостоятельным, то будет незачет за невыполнение требования № 2 и незачет за работу в целом. Незачет будет также, если уникальность будет составлять менее 70% от общего текста.
Если за сочинение поставлен зачет, оно может быть перечитанным и оцененным в самом вузе. Некоторые университеты начисляют даже дополнительные баллы за текст – до 10 дополнительных баллов. Как правило, текст проверяется университетскими экспертами, которые решают, сколько баллов можно начислить абитуриенту.
В этом году выпускников школ ждут на сочинении некоторые изменения. Например, не будут заранее опубликованы открытые тематические направления. Для сочинения используют темы прошлых лет, размещенные в закрытом едином банке и структурированные в три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека».
Напомним, что ранее направления, предлагаемые на выбор школьникам, менялись каждый год. Также изменилось количество тем для выбора: вместо пяти тем в каждом комплекте будет шесть – по две из каждого раздела. Чем больше выбор, тем лучше, считают в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ), диктующем такие изменения. Специалисты ФИПИ уверяют, что обязательно найдется тема, на которую ученики смогут дать развернутый ответ.
По данным исследования MAXIMUM Education, для 30% участников их опроса пугающий фактор – как раз то, что темы сочинения станут известны только перед началом экзамена. Также из опросов известно, что каждый третий школьник не знает о новых правилах написания декабрьского сочинения. И более половины опрошенных учеников (51%) пришли к выводу, что готовиться к итоговой работе стало сложнее.
Но… Каждый пятый ученик считает, что новые правила в написании итогового сочинения положительно скажутся на результатах. А 28% опрошенных не понимают смысл экзамена и зачем он нужен выпускнику.
Напомним, что итоговое сочинение проверяет общие речевые компетенции школьника, его умение рассуждать по конкретной теме и аргументировать свою позицию. Объем работы – не менее 250, а еще лучше – 350 слов.
Чего боятся школьники на сочинении? Не раскрыть тему. Даже выпускники прошлых лет вспоминают, что боялись именно этого. Памятен случай, который произошел в 2019 году. Тогда новосибирский писатель Виталий Сероклинов помог школьнице написать сочинение на олимпиаде по литературе. Но работа школьницы не была оценена высоко. Преподаватели заявили, что девочка не раскрыла тему. Парадокс в том, что задание на олимпиаде было основано на рассказе все того же Сероклинова – «Пряники». А участникам олимпиады надо было порассуждать о сюжете и ответить на вопросы об авторском стиле. Сам писатель рассказывал новосибирскому порталу новостей, что его произведение выбрали составители олимпиады за то, что оно небольшое по размеру, буквально полторы страницы.
Рассказ включили в олимпиадные задания в школах Москвы и Санкт-Петербурга. И, обсуждая рассказ на форумах, ученики просили помощи с сочинением. Сероклинов анонимно помогал школьникам. Там, на форуме, его и нашел папа девочки с просьбой помочь сдать дочке экзамен. Сероклинов помог, написал за девочку сочинение. Но через какое-то время папа школьницы сообщил ему, что дочка получила слабую тройку, потому что… не раскрыла тему. Что называется – no comments.
Радует, что за экзамен выставляют зачет/незачет. А учителя натаскивают школьников, пользуясь уже готовыми списками литературы, рекомендуемой для раскрытия темы. По статистике, которую по собственной инициативе собрали несколько лет назад учителя из Тольятти, две трети всех проверенных ими сочинений (1669 из 2482, или 67%) опирались лишь на 12 самых популярных произведений. Впрочем, педагоги в частном порядке признаются, что если бы итоговые сочинения оценивали «по-честному», то большей части школьников пришлось бы поставить незачет. Но мы же всегда помним, что если учитель ставит двойку всему классу, то на самом деле он ставит ее самому себе.