За четыре года начального обучения в сознании и эмоциональном развитии ребенка создается фундамент художественных представлений. Фото агентства «Москва»
Конференция, посвященная 100-летию Бориса Неменского, прошла в Российской академии образования (РАО). Народный художник России, академик, член РАО и Российской академии художеств (РАХ), профессор, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии президента РФ, ряда международных премий Борис Неменский и сейчас – руководитель авторского коллектива программы «Изобразительное искусство и художественный труд». Художник разработал целостное направление художественной педагогики «Художественное образование как духовная культура». О том, как создавалась эта концепция, вспомнили на конференции в РАО.
Имя художника Бориса Неменского знакомо всем школьникам страны – и прошлых лет, и сегодняшним. Его картины служили иллюстрациями в учебниках. Многие помнят в подробностях его работы «Мать», «Солдаты-отцы», «Безымянная высота», «Дыхание весны», «Тишина»…
Биография Бориса Неменского – это даже не история страны, это история философской мысли, сквозило рефреном в речах выступающих. А все началось с учебы в Московском Суриковском училище памяти 1905 года. Сугубо учебные постановки без серьезных творческих задач казались ему бессмысленными, способными лишь породить неприязнь к «ремесленничеству» и самой голой «грамматике» рисования.
Изобразительное искусство – особый предмет, и его нельзя преподавать формально – вот лозунг, под которым рождалась новая система преподавания рисования по Неменскому.
Начиная с 1970-х годов Борис Неменский становится во главе группы ученых, занимающихся разработками новой научной концепции художественного образования в нашей стране. Этой группой были разработаны принципы и создан первый вариант экспериментальной программы Союза художников СССР и НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. Но только в 1974 году, уже с участием расширенной группы ученых и педагогов, которой руководил Борис Неменский, была наконец оформлена стройная система художественного образования и эстетического воспитания, а также разработана программа для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд».
Далее проходил эксперимент по апробации и внедрению в педагогическую практику новых идей, которые вошли в содержание программы. В эксперименте принимали участие художники, философы, психологи, режиссеры, писатели, ученые, педагоги – все они вносили свою лепту в разработку программы, концептуальных подходов и методику преподавания искусства.
Неменским был изменен механический подход к художественному образованию, когда во главу угла ставились правильные пропорции. От них не ушли, но к ним добавили чувства, ритм, тон и цвет. В итоге из предмета «Рисование» сделали «Изобразительное искусство». Причем все это делалось для массовой школы.
В 1994-м был создан Центр непрерывного художественного образования. Соответственно появились учебники и курсы повышения квалификации для педагогов. Когда пришло время федеральных госстандартов, систему подправили. В школьную программу включили все виды визуальных искусств: рисование, декоративные виды искусства, архитектуру, дизайн и даже экранные искусства. А еще в образовательные стандарты включили требование разнообразия художественных материалов. Сегодня разработаны учебники с 1-го по 8-й класс, опирающиеся на требования последних стандартов. Ими пользуются тысячи школ по всей стране.
Также на конференции уделили внимание методике преподавания предмета. Вот, например, как происходит приобщение к искусству в начальной школе.
1-й класс – это «Искусство видеть», школьники учатся изображать видимое. 2-й класс – «Ты и искусство», школьников учат видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное. 3-й класс – «Искусство вокруг тебя», обучение видеть искусство в окружающей жизни. 4-й класс – «Каждый народ – художник», учеников знакомят с художественным богатством народов страны.
Первый этап обучения в общеобразовательной школе ориентирован на искусство учителя, способного заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей действительности. За четыре года начального обучения в сознании и эмоциональном развитии ребенка создается фундамент художественных представлений, на которые он сможет опираться в дальнейшем.
В 5–8-м классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому здесь особенно усиливаются межпредметные связи с уроками истории.
Именно поэтому конференцию в РАО приурочили не только к замечательному юбилею художника Бориса Неменского. 50 лет исполнилось и эксперименту по внедрению новой концепции художественного образования в школах СССР.