0
8264
Газета Образование Интернет-версия

18.01.2023 18:15:00

Рост числа бюджетников в вузах не панацея от неравенства

Качество получаемых знаний стало социально обусловленной привилегией

Тэги: образование, качество, доступность, равенство, социальное положение, бюджетные места


образование, качество, доступность, равенство, социальное положение, бюджетные места Выбор будущей специальности в большей степени определяется социальным происхождением, а не академическими достижениями абитуриента. Фото агентства «Москва»

На лучшие программы ведущих вузов все труднее попасть людям «с улицы», из необеспеченных и малообразованных семей. Они вынуждены получать менее качественное высшее образование или делать вынужденный выбор в пользу среднего профессионального образования (СПО). Такой вывод содержится в аналитическом исследовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики – Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство».

В будущем расслоение общества будет только усиливаться, если не принять меры, считают авторы аналитического материала Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова – сотрудники лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ. Массовизация высшего образования началась еще в СССР, напоминают они. Но окончательно оформилась в 90-е. В эти годы в вузы пришли социальные группы, ранее в них не представленные. Сыграли роль коммерциализация высшего образования, расширение заочного сегмента и многие другие факторы.

Сейчас экспансия высшего образования в России завершилась, обеспеченность местами в вузах стабилизировалось. Однако есть нюанс: расширение участия молодежи в третичном образовании во многом произошло за счет менее престижных, краткосрочных и практикоориентированных программ. (К третичному образованию в России относится среднее профессиональное образование и программы высшего образования в бакалавриате, специалитете и магистратуре, аспирантуре.)

Места в вузах распределились неравномерно, констатируют авторы доклада. И по группам населения, и по университетам, и по регионам. Качество образования с некоторых пор стало социально обусловленной привилегией. И закономерен вопрос: а можно ли как-то конвертировать массовый охват высшим образованием в большее равенство образовательных возможностей? Можно, считают авторы, только это существенно более сложно, чем просто увеличение количества бюджетных мест в вузах.

В постсоветский период Россия заняла лидирующие место в мире по охвату населения третичным образованием. Она уступает немногим странам. Но по охвату именно высшим образованием страна находится на среднем для стран ОЭСР уровне. Ключевую роль в вузовской экспансии сыграл у нас рост коммерческого сегмента высшего образования. Появление частных вузов и платного образования, массовое открытие филиалов в регионах и стремительный рост заочного сегмента привели к беспрецедентному расширению высшего образования. Сформировалась специфическая для постсоветских стран модель, когда платное и бюджетное обучение предоставляется в одних и тех же вузах и зачастую на одних и тех же программах. В России примерно половина студентов полностью оплачивает обучение и половина обучается на местах, полностью оплачиваемых из бюджетных средств.

Относительный охват населения высшим образованием первой ступени (бакалавриат и специалитет) сократился с 35% в 2010 году до 27% в 2016-м и стабилизировался на этом уровне вплоть до настоящего момента. Стабилизация произошла за счет сокращения коммерческого приема. За последнее десятилетие коммерческий сегмент высшего образования сократился: снизилось и число студентов, и количество вузов. За период 2012–2019 годов количество таких университетов сократилось почти в два раза.

А критически важный для социальной мобильности выбор образовательной траектории после 9-го класса в большей степени определяется социальным происхождением, а не академическими достижениями абитуриента. Это способствует социальному и территориальному неравенству в доступности высшего образования, а также несет в долгосрочной перспективе риски снижения качества приема в вузы. Рост относительной стоимости обучения, сокращение сегмента недорогого высшего образования, возможность быстрого выхода на рынок труда и стратегии обходного маневра попадания в вузы – все это переориентирует семьи абитуриентов на среднее профобразование (СПО).

Такой выбор является во многом вынужденным для менее обеспеченных семей. Представители этих групп населения постепенно выталкиваются как из высшего, так и из среднего профессионального образования, замечают авторы исследования. Спрос населения на бесплатное высшее образование не соответствует емкости системы. Социальный разрыв в образовательных притязаниях и возможностях формирует риски субъективно воспринимаемого неравенства.

Концентрация бюджетных мест в крупных университетах, сокращение заочного сегмента, повышение стоимости высшего образования и дефицит финансовой помощи сокращают доступность обучения в вузах для малообеспеченных групп населения. Увеличение количества мест в вузах не привело к уравниванию возможностей получить качественное высшее образование. Обучение в ведущих вузах и получение престижных профессий тоже малодоступно для менее обеспеченных и образованных семей, жителей сельской местности и малых городов.

Есть и межрегиональные различия в охвате высшим образованием. Регионы различаются по обеспеченности бюджетными местами, финансовой доступности платного образования и предложению постбакалаврских программ. Получение высокого качества обучения, как правило, сопряжено с переездом в другой город, что в меньшей степени могут себе позволить малообеспеченные абитуриенты.

Возможно ли конвертировать образовательную экспансию в равенство образовательных возможностей? Авторы дают положительный ответ. И предлагают ряд мер: обеспечение информированного выбора и гибкости образовательных траекторий в третичном образовании, развитие ориентационных программ и индивидуализированного карьерного консультирования для выпускников основной школы, внедрение цифровых инструментов навигации карьерного выбора, субсидирование дополнительной подготовки к поступлению в вузы для семей низкого социально-экономического положения и студентов в первом поколении, повышение качества общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО.

По мнению авторов исследования, должна быть более тесная интеграция между университетским и неуниверситетским секторами третичного образования. Нужны программы прикладного бакалавриата. 


Читайте также


Ключевую ставку предложено урезать вдвое

Ключевую ставку предложено урезать вдвое

Анастасия Башкатова

Малая доступность кредитования не должна быть единственным обоснованием неэффективности бизнеса

0
4599
Семьи не готовы наставлять детей самостоятельно

Семьи не готовы наставлять детей самостоятельно

Наталья Савицкая

Агрессия родителей зачастую вызвана низким качеством педагогических услуг

0
2040
Инфляция выталкивает и покупателей, и продавцов в онлайн

Инфляция выталкивает и покупателей, и продавцов в онлайн

Анастасия Башкатова

Виртуальная среда оказалась очень питательной для потребительской активности

0
3460
Бюджетные места уйдут прежде всего в региональные вузы

Бюджетные места уйдут прежде всего в региональные вузы

Елена Герасимова

Приоритет отдан специальностям, способствующим технологическому лидерству

0
2928

Другие новости