0
8383
Газета Образование Интернет-версия

25.01.2023 18:55:00

Уроки начальной военной подготовки доверят участникам СВО

Ситуация очень напоминает ту, которая была в советской школе в 1943 году

Тэги: дети, социализация, школьное образование, уроки, нвп, обж, сво, военная спецоперация

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

дети, социализация, школьное образование, уроки, нвп, обж, сво, военная спецоперация Начальная военная подготовка возвращается в курс Основы безопасности жизнедеятельности. Фото РИА Новости

К преподаванию начальной военной подготовки в школах могут быть привлечены участники и ветераны СВО. Но лишь после соответствующей профессиональной педагогической подготовки. Об этом недавно заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Вот еще несколько тезисов, озвученных Сергеем Кравцовым. Со школами связано около 80 млн россиян – учителя, ученики, их семьи и пр. Именно поэтому школа – это не услуга, а призвание. В школьных стенах происходит общественная и политическая социализация детей и подростков, поэтому большая роль отведена «Разговорам о важном» и заместителям директоров по воспитательной работе.

Регионализация школьного образования, то есть передача школ в ведение регионов, – новый тренд образования. С повышением призывного возраста до 21 года меняется траектория послешкольного выбора. Пути теперь два: девять классов плюс среднее профессиональное образование (СПО, его выбирают около 60% выпускников) либо 11 классов плюс университеты.

Главным фундаментом и образовательной, и воспитательной работы в школе являются духовно-нравственные ценности. А в совокупности с историко-культурным стандартом они задают матрицу для учебников. Минпросвещения РФ постепенно переходит к формуле «один предмет – один комплект». В соответствии с недавними изменениями в ФЗ «Об образовании» государство выступает и заказчиком учебников, и правообладателем одновременно. «Основным предметом» для воспитания и политической социализации остается предмет «История». В блоке «Всеобщая история» предстоит отойти от европоцентричности.

Ну и начальная военная подготовка возвращается в курс ОБЖ. В этом контексте эмоции у населения вызывает заявление, что к преподаванию его в школах могут быть привлечены участники и ветераны СВО. Но лишь после соответствующей профессиональной педагогической подготовки…

Дословно Кравцов заявил так: «Я считаю, что в том числе те, кто сегодня выполняет свой гражданский долг в рамках специальной военной операции, могут затем преподавать в школе, но пройдя определенную переподготовку». Напомним, что в декабре 2022 года Минпросвещения РФ утвердило федеральные образовательные программы (ФООП) для российских школ. В рамках урока ОБЖ могут быть введены элементы начальной военной подготовки.

И эта ситуация очень напоминает ту, которая была в советской школе в 1943 году. Если проанализировать публичные выступления тогдашнего наркома народного просвещения Владимира Потемкина, то задачи были почти те же: «Улучшение состава военных руководителей в школе и повышение их специальной и общеобразовательной квалификации». Тогда в каждой школе военрук проводил занятия НВП. Руководители школ при организации этих уроков в школе жаловались «на отвлеченность и книжность этих занятий».

«Всю систему военно-физической подготовки надо построить на практической основе, – убеждал публику на собрании Всероссийского совещания по народному образованию в 1943 году нарком Потемкин, – вынося их из класса в естественные условия, обеспечивая их потребным военно-техническим оборудованием». Но проблема заключалась в том, что учителя не имели военной подготовки. И сделать, что требовал Потемкин, не могли априори. А военные, вернувшиеся с фронта, не имели должного образования, чтобы работать с молодежью. Дело потом поправили, введя заочное образование. Причем, одновременно с НВП в старших классах школ ввели предметы: логику, психологию и педагогику…

Относительно заявленного в наши дни отказа от европоцентризма и построения собственной системы образования (пока в высшем) тоже напрашиваются исторические аналогии. До революции наша школа базировалась на прусской системе воспитания и обучения. Образовательная среда должна была дисциплинировать: парты выстраивались в несколько ровных рядов; звонок, символ порядка, отмеривал школьный день, разрешая учащимся выйти на перемену и возвращая их обратно. Еще одно нововведение прусской системы – расписание, предполагавшее, что ученика в течение дня ждет несколько разных дисциплин.

В годы Первой мировой войны в педагогических журналах «Русская школа», «Вестник воспитания», «Педагогический сборник» самой резкой критике была подвергнута «немецкая система воспитания», установленная в России. В кратковременный период управления Министерством народного просвещения министра Игнатьева под знаком освобождения от чужеродных влияний была предпринята в 1915 году попытка реформы. Но… не случилось. Реформы Игнатьева были свернуты. А вскоре и вовсе свершилась Октябрьская революция, и в школы пришла новая идеология с новыми порядками.

Вот такой поворот в образовательной политике к тому, что уже проходили в прежние исторические периоды, мы переживаем сегодня. 


Читайте также


Корейский, балтийский, финский – в Киеве отвергают новые варианты урегулирования

Корейский, балтийский, финский – в Киеве отвергают новые варианты урегулирования

Наталья Приходко

В Украине надеются заинтересовать 47-го президента США персональным "планом победы"

0
2324
Москва помогает участникам СВО и новым территориям адресно

Москва помогает участникам СВО и новым территориям адресно

Татьяна Астафьева

Столичные предприниматели отправляют в приграничные регионы технику, запчасти и гуманитарную помощь

0
1645
Киев готовит дальнобойные удары ракетами "Гром-2"

Киев готовит дальнобойные удары ракетами "Гром-2"

Владимир Мухин

Россия наращивает боевой потенциал, чтобы в ближайшее время освободить Курскую область

0
9433
«Христос смертную казнь не осуждал»

«Христос смертную казнь не осуждал»

Андрей Мельников

Патриарх Кирилл высказался о высшей мере наказания

0
7751

Другие новости