0
12566
Газета Образование Интернет-версия

15.02.2023 18:32:00

Патриотическое воспитание за столярным верстаком

Трудовое рвение школьников хотят поощрять знаками отличия

Тэги: школа, трудовое воспитание, трудолюбие, педагогическая классика, патриотическое воспитание


школа, трудовое воспитание, трудолюбие, педагогическая классика, патриотическое воспитание В учебных заведениях появились все возможности для развития трудовых навыков: инструменты для слесарного дела, металлообработки, растениеводства. Фото агентства «Москва»

Круглый стол на тему «Трудовое воспитание в школе» прошел в Госдуме. Напомним, что в ноябре 2022 года спикер ГД РФ Вячеслав Володин предложил разработать законопроект о трудовом воспитании в школах. Что же понимают законодатели под этим?

По словам спикера Госдумы, школьникам необходимо прививать трудолюбие и уважение к труду. Если у ученика будет хорошее отношение к труду, то и другое отношение будет у него к школьным предметам: физике, к математике, к иностранным языкам и ко многому другому. Изменится, по мнению Вячеслова Володина, и потребительское отношение к миру. Только через труд можно воспитать у подростка отношение ко многим вопросам, которые ему потом понадобится решать. Кстати, с просьбами ввести трудовое воспитание выступили, сообщил спикер ГД РФ, сами родители и учителя.

Надо заметить, что в вопросах влияния трудового воспитания на молодежь такой подход близок к классикам педагогической литературы. Огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения часто затрагивали в своих трудах Ушинский, Макаренко, Крупская, Сухомлинский…

Ян Амос Коменский считал детский труд одним из главных путей создания «светлой и радостной обстановки обучения». Песталоцци видел трудовое воспитание в соединении процесса обучения с производительным трудом. Дети в его представлении должны проводить целый день за прядильными и ткацкими станками, а при школе должен быть участок земли, на котором трудится ребенок. Впрочем, когда Песталоцци писал эти строки в начале XIX века, детский труд нещадно эксплуатировали. И не всегда в воспитательных целях.

Русский педагог Дмитрий Ушинский, тоже не раз бывший свидетелем непосильного детского труда, уверял, что в труде воспитываются личностные качества человека. Он отмечал, что «материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».

Сегодня для привлечения школьника к труду требуется разрешение родителей. Причем это касается даже таких простых занятий, как вытереть школьную доску или поучаствовать в уборке класса. Так что просьбы ввести трудовое воспитание в школе поступают и от учителей, и от родителей. Документ о введении трудового воспитания планируется рассмотреть в Госдуме в весеннюю сессию.

На круглом столе в ГД РФ председатель думского комитета по просвещению Ольга Казакова заявила, что только 5% родителей, согласно опросам, выступают против труда школьников. Они опасаются, что в школах детей будут привлекать к сложным работам или использовать их труд в чьих-то корыстных интересах. Сейчас в учебных заведениях ребят привлекают к труду только в рамках образовательной программы, вне ее – только по согласию родителей. Поэтому в законе предлагается закрепить это положение и прописать, что к труду можно привлекать учащихся с разрешения родителей или с согласия самих детей.

Кстати, сами депутаты, продвигая идею трудового воспитания, подразумевают под этим обучение школьников азам кулинарии, столярного и швейного мастерства, привлечение к субботникам и уборке помещений в школах. Все то, что когда-то уже было в советской школе.

В Министерстве просвещения РФ заявляют, что готовы поддержать изменения в закон, которые сделают трудовое воспитание в школах обязательным. Сегодня в учебных заведениях появились все возможности для трудового обучения: инструменты для слесарного дела, металлообработки, растениеводства и животноводства. По поручению министра Сергея Кравцова сейчас прорабатывается внесение изменений в стандарты по изменению технологии на труд, трудовое обучение. При этом в Минпросе считают, что «школа не должна стать мастерской. А труд не должен стать обязаловкой, чтобы не вызвал отторжение у школьников».

По мнению зампредседателя Госдумы Бориса Чернышова, в российских школах для ребят, которые привлекаются к трудовому воспитанию, нужно ввести знаки отличия. По его словам, со временем этот формат можно было бы использовать как систему стимулирования и поощрения.

Что касается мнения ученых, то они, так же как и педагоги, и специалисты социальной сферы, связывают трудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств, понимания своего общественного долга и… построением эффективной и действующей системы профориентации в школах во взаимосвязи с семьей. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегает многих подростков от необдуманных шагов.

У этой проблемы есть и другой аспект. Сейчас в большинстве государств детский труд считается формой эксплуатации и, согласно конвенции № 32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Интересно, как соотносится с этими документами международного права, например, практика ученических производственных бригад, работающих много лет на Ставрополье? 


Читайте также


Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Владимир Полканов

Чему учат старшеклассников вузовские профессора

0
1193
Школа юных дарований

Школа юных дарований

Владимир Полканов

В специализированных центрах при университетах детей готовят к научной карьере

0
1103
Ставропольские школьники ставят опыты на автомобилях

Ставропольские школьники ставят опыты на автомобилях

Владимир Полканов

Юных исследователей обучают преподаватели Северо-Кавказского федерального университета

0
1259
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
4276

Другие новости