В начале 1943 года вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек во всех средних школах. Фото © РИА Новости |
В Российской империи раздельное обучение практиковалось почти во всех гимназиях, пансионах и реальных училищах. Девочки и мальчики изучали разные науки и получали различные умения и навыки. У юношей учебные программы были составлены с упором на точные науки. А девушек обучали гуманитарным дисциплинам: языкам, изящной словесности. У девочек были также танцы, домоводство и рукоделие. В сельской местности девочки могли посещать начальные учебные заведения вместе с мальчиками. Но на практике возможностей для получения образования у женщин было намного меньше, поэтому и грамотных среди них было гораздо меньше, чем среди мужчин.
В РСФСР в октябре 1918 года было утверждено Положение о единой трудовой школе, в соответствии с которым вводилось совместное обучение детей обоего пола. Эта система просуществовала до 1943 года. А в начале 1943 года СССР снова вернулся к раздельному обучению мальчиков и девочек по классам в каждой средней школе. Гендерное разделение начиналось с 5-го класса. 16 июля 1943 года выходит постановление Совета народных комиссаров СССР № 789 о полном раздельном обучении с 1-го класса в столице СССР и в столицах союзных и автономных республик, краевых и областных центрах, а также крупных промышленных городах. Цель благая: улучшить качество обучения. Теперь мальчики и девочки должны учиться в отдельных школах. Но… Во всех остальных городах и в сельской местности, а также во всех вузах обучение опять же остается совместным.
Причину введения объясняли так: подобный подход учитывает физиологические и психологические особенности полов и способствует более качественному усвоению знаний. То есть энергию полового созревания предполагалось сублимировать в процесс обучения. «В итоге годичного опыта раздельного обучения мы уверенно устанавливаем следующее: повысилась деловитость в учебной работе учащихся этих школ, проще и серьезнее держится в раздельных школах наша молодежь, изживается грубость, наблюдающаяся в смешанных школах во взаимоотношениях между мальчиками и девочками. Все это дает обоснование расширять и углублять систему раздельного обучения», – комментировал успехи раздельного обучения народный комиссар просвещения РСФСР Владимир Потемкин на Всероссийском совещании по народному образованию 15 августа 1944 года.
Но в этом же докладе Потемкин выражал свое возмущение некоторыми педагогами, которые под благое начинание партии и правительства «подкладывали» негодные, по его мнению, обоснования, которые могли только дискредитировать хорошее дело. «Ведь находились же чудаки, которые брались всерьез доказывать, что способности у мальчиков и девочек неравноценны, что мальчики более склонны к точным наукам, что девочки менее интересуются вопросами общественной жизни и даже – представьте себе – менее правдивы, – утверждал нарком образования. – Ведь выступали же в Дагестане и Удмуртии с предложением издавать особые учебники и программы для мальчиков и девочек. Ведь раздавались же на городской учительской конференции в Ижевске такие речи, что в мужской школе из произведений надо читать «Отцов и детей», а с девочками изучать тургеневские образы, что из «Войны и мира» с девочками надо читать страницы о мире, с мальчиками – о войне. Ведь пробовали же новоявленные мещане развивать такую мысль, что раздельное обучение должно подготовлять женщину к созданию жизненного комфорта и домашнего уюта. Все это встретило отпор со стороны педагогической общественности...»
Но что эти высказывания по сравнению с современными апологетами раздельного обучения: «Девочки развиваются намного быстрее, поэтому мальчикам навязывается женское восприятие мира. У последних ломаются мужские стереотипы. К тому же такая ситуация приводит к тому, что девочки начинают развиваться по мужскому типу» (доктор медицинских наук, педагог Владимир Базарный).
У современных историков другая точка зрения на эти события 1943 года. Вот как комментирует ситуацию доктор исторических наук, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков: «Значительное большинство юношей, окончивших среднюю школу, призывалось в действующую армию, поэтому возникла необходимость не только их более серьезной физической подготовки, но и обучения элементам военного дела. В середине 1942/43 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело», программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела. Введение военного дела стало одним из главных аргументов при организации раздельного обучения мальчиков и девочек согласно постановлению Совнаркома от 16 июля 1943 года и существовало до 1954 года».
Действительно, система не выдержала более 10 лет. Она была неудобной, создавала трудности, прежде всего в педагогической работе, поэтому стало очевидно, что ее нужно менять. С 9 по 14 июня 1954 года в 595 школах Москвы провели родительские собрания, на которых обсуждался вопрос совместного и раздельного обучения детей. В обсуждениях приняли участие около 100 тыс. человек. Большинство родителей, учителей, завучей и школьных директоров выступило за немедленное внедрение совместного обучения с нового 1954/55 учебного года.
И все-таки… Обучение в 10-м классе хотели оставить раздельным. Но это было сложно реализовать, поэтому и в выпускном классе в конце концов оставили смешанный состав учеников.