Академики Александр Сергеев, Виктор Садовничий и глава Минпроса Сергей Кравцов счастливчики – они окончили школу до начала эксперимента с ЕГЭ. Фото с сайта www.edu.gov.ru
Губернатор Тульской области, председатель комиссии Государственного совета по направлению «Промышленность» Алексей Дюмин предложил расширить возможности для поступления выпускников школ в высшие учебные заведения. «Некоторые (школьники. – «НГ») увлекаются физикой и математикой, но считают, что проще сдать ЕГЭ по гуманитарным предметам, чем по техническим. Статистика показывается, что снижается число инженеров. В связи с этим предлагаю разрешить поступать в вузы не только по результатам госэкзамена, но и по экзаменам самих вузов», – сказал Алексей Дюмин.
Если следовать логике заявления, то речь идет о том, чтобы упростить поступление в вузы на инженерные и технические специальности. ЕГЭ по математике, физике и информатике сдать сложно, поэтому нужно разрешить вузам самим принимать экзамены на эти специальности. Но в этом случае не исключен вариант, когда вузы, в которых наблюдается хронический недобор на инженерные специальности, получат возможность брать практически всех, кто подает документы на поступление.
Это, конечно, заманчиво для абитуриентов. Известна зарубежная практика, когда в вузы принимают всех без исключения, а потом по мере обучения в вузе неуспевающие студенты отсеиваются. И это может быть весьма значительная часть. Но если в России брать «всех подряд» на бюджет, то это станет скорее всего расточительством.
Проблема с подготовкой будущих инженеров у нас начинается еще в средней общеобразовательной школе. И зависит от многих факторов, включая подготовку педагогов, мотивацию детей, изначальную ориентацию школьников на сдачу ЕГЭ. Кстати, по заявлению ректора Московского физико-технологического института (НИУ МФТИ) Дмитрия Ливанова, время, запланированное на изучение физики в школе, за последние 30 лет уменьшилось на 30%, а количество физматклассов за последние четыре года сократилось с 7 до 3 тыс. В 2/3 школ физике уделяют недостаточное внимание, а ее углубленное изучение можно найти лишь в 3% школ. И, как признаются ректоры, в вузах потом приходится тратить чуть ли не целый год, чтобы выровнять исходные знания внутри студенческих групп.
К концу 2023 года планируется выход окончательного варианта «Концепции по развитию инженерного образования в России». Ректоры вузов совместно с министерствами (Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ) должны выработать документ, устраивающий всех. Кроме того, должна увидеть свет Концепция преподавания физики в школах. Сегодня количество выпускников школ, выбирающих физику для сдачи на едином госэкзамене, уменьшается и снижается средний балл ЕГЭ по этому предмету.
Министр просвещения Сергей Кравцов предложил, чтобы выпускники школ при поступлении на инженерные направления подготовки предоставляли результаты ЕГЭ по профильной математике, физике и информатике (то есть не в качестве альтернативы, а всё вместе). Есть также предложения включить в формирующуюся концепцию «Расширение сети профильных математических классов по физике и подготовка современного экспериментального практикума по этому предмету с необходимым дооснащением школ». Учителям предлагаются переподготовка и курсы повышения квалификации.
По мнению авторов концепции, это позволит «сформировать устойчивый приток заинтересованных абитуриентов с достаточным уровнем базовой подготовки на программы естественно-научного и инженерно-технического профиля в вузы для подготовки кадров, обеспечивающих импортонезависимость страны в критических технологических сферах». Для исправления ситуации с подготовкой инженерно-технических кадров Минобрнауки планирует также расширить практику применения механизма целевого обучения в вузах по инженерным специальностям.
Если в вуз будут принимать «не только по результатам ЕГЭ», то это может означать нарушение главного принципа независимого экзамена – анонимный прием, который исключает кумовство и прочие издержки устного приема. В то же время абсолютно понятно, почему сделано такое предложение.
Характерный пример – судьба нынешнего ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего. На мехмате МГУ, куда он поступал, экзамены принимала комиссия. И среди прочих абитуриенту задали уравнение с логарифмами. Логарифмы будущий математик не знал. В его вечерней школе до логарифмов не дошли. Виктора Садовничего спросили, а знает ли он показательную функцию, обратную к логарифму. Будущий студент сказал, что, конечно, знает. Дальше ему начали задавать очень трудные задачи, и он все решал, преобразуя логарифмы в обратную функцию. В общем, если бы Виктор Садовничий сдавал ЕГЭ и там был бы раздел про логарифмы, ему бы точно поставили за работу «ноль».
А вот контрпример из биографии нынешнего министра просвещения РФ Сергея Кравцова, о которой он поведал в эфире федерального телеканала. У будущего министра была мечта стать детским врачом, и в 9–10-м классах Сергей Кравцов работал санитаром в детской больнице. Тогда была такая возможность – поработать два года и поступить в медицинский. Но, несмотря на это, рассказал Сергей Кравцов, в приемной комиссии родителям сказали, «сколько будет стоить поступление, а у его родителей таких денег не было». В итоге молодой человек пошел в педагогический. Сегодня Сергей Кравцов считает, что, если бы был ЕГЭ в то время, когда он поступал, его мечта бы сбылась.