В общественном мнении фокус внимания сместился с профессиональных на личностные качества учителей. Фото агентства «Москва»
Примерно в 20-х числах апреля в Госдуме пройдут парламентские слушания по теме законопроекта о статусе учителя. В новой законодательной инициативе предлагается наделить учителей аналогичными государственным служащим льготами.
Письмо о начале разработки соответствующего документа первый заместитель главы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова направила министру просвещения Сергею Кравцову. Депутат пояснила, что стратегия развития России в новых условиях требует новых подходов во всех сферах жизни, в том числе и в системе образования. И начать надо с повышения престижа профессии учителя, создания условий для их педагогической работы, чтобы в дальнейшем они могли решать самые сложные задачи. Для этого, по мнению Лантратовой, необходим новый федеральный закон «О статусе учителя».
Проектом федерального закона «О статусе учителя» предлагается определить миссию педагогического работника; установить статус, аналогичный статусу госслужащего, среднюю зарплату не ниже средней зарплаты госслужащего по стране и право на медобслуживание, аналогичное праву государственного служащего. Также документом будут определены права и обязанности учителя, меры по защите педагога и иные вопросы, касающиеся его статуса.
«Бюджетник, сидящий на бюджете, – в этом есть обесценивание роли учителя, – считает депутат Яна Лантратова. – А госслужащий – это человек, которому доверено выполнение определенных задач и функций государства плюс социальный пакет». Напомним, что зимой этого года министр просвещения Сергей Кравцов уже заявлял, что Минпросвещения обсуждает с Госдумой возможность закрепления за учителем «особого статуса», который сможет его защитить от неправомерных действий.
А что думают сами учителя об изменении своего статуса? Думают по-разному. Но довольно часто встречается такое высказывание на интернет-форумах: «Не надо статуса, просто добавьте учителю зарплату». Признаемся, рациональное зерно в этом есть. Какое уважение может вызывать учитель – бедно одетый, обремененный бытовыми проблемами и не имеющий финансовых возможностей для своего профессионального и духовного развития?
Напомним, чуть более года назад зарплата учителей повышена в среднем на 2500–5500 руб. Выросли стимулирующие и компенсационные выплаты. Оплата классного руководства достигла 550 руб. на класс, по 80 руб. на ученика и 5000 из средств федерального бюджета. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы – например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.
По данным Росстата, со всеми этими добавками средняя зарплата учителей в России сегодня составляет 45 787 руб. Если рассматривать по регионам, то самая высокая в Чукотском автономном округе (121 291 руб.) и Москве (103 451 руб.). А самая низкая – в Республике Ингушетия (24 714 руб.) и в Карачаево-Черкесской Республике (24 984 руб.).
Депутат Лантратова подчеркивает, что и чиновники, и учителя – это «государевы люди», которые должны получать за свой труд одинаково, потому что выполняют важную, необходимую государству работу. Узнаем о зарплате «государевых людей». По данным Росстата, усредненная зарплата государственного служащего в 2022 году была равна 126 тыс. руб.
Кстати, к тому, что зарплата разнится (причем так заметно) по регионам, все более или менее привыкли. А вот то, что она разнится в близлежащих учебных заведениях, пока вызывает удивление и недовольство учителей. Сергей Кравцов несколько месяцев назад заявлял о ситуациях, когда «в соседних школах установлена разная оплата труда». Школы стоят рядом, а учителя получают по-разному. И иногда – очень по-разному!
Всероссийский центр изучения общественного мнения отмечает, что за последние полгода в общественном мнении фокус внимания сместился с профессиональных на личностные качества учителей. Ранее их ценили за образованность, компетентность, эрудицию. Недавний опрос показал, что важнее теперь доброта и уважение к детям, затем порядочность, справедливость и объективность – их назвали четверть опрошенных. Далее с небольшим отрывом следуют любовь к детям и образованность. В том, что учитель – призвание, по-прежнему убежден каждый седьмой россиянин.
И еще одна деталь. За последние пять лет престиж профессии учителя в российском обществе вырос – положение педагогов в обществе граждане в среднем оценили на 3,19 балла из 5 возможных. Но… Чем выше уровень образования респондента, тем ниже оценивается им статус профессии педагога: россияне с неполным средним образованием оценили статус учителя на 3,85, а вот высокообразованные граждане на 2,89. Сами же работники сферы образования и науки оценивают престиж своей профессию на 2,94 балла.