0
10124
Газета Образование Интернет-версия

12.04.2023 17:41:00

Учителям поменяют статус, но не судьбу

Чем выше уровень образования у населения, тем меньше почтения к профессии педагога

Тэги: парламентские слушания, законопроект, учитель, статус


парламентские слушания, законопроект, учитель, статус В общественном мнении фокус внимания сместился с профессиональных на личностные качества учителей. Фото агентства «Москва»

Примерно в 20-х числах апреля в Госдуме пройдут парламентские слушания по теме законопроекта о статусе учителя. В новой законодательной инициативе предлагается наделить учителей аналогичными государственным служащим льготами.

Письмо о начале разработки соответствующего документа первый заместитель главы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова направила министру просвещения Сергею Кравцову. Депутат пояснила, что стратегия развития России в новых условиях требует новых подходов во всех сферах жизни, в том числе и в системе образования. И начать надо с повышения престижа профессии учителя, создания условий для их педагогической работы, чтобы в дальнейшем они могли решать самые сложные задачи. Для этого, по мнению Лантратовой, необходим новый федеральный закон «О статусе учителя».

Проектом федерального закона «О статусе учителя» предлагается определить миссию педагогического работника; установить статус, аналогичный статусу госслужащего, среднюю зарплату не ниже средней зарплаты госслужащего по стране и право на медобслуживание, аналогичное праву государственного служащего. Также документом будут определены права и обязанности учителя, меры по защите педагога и иные вопросы, касающиеся его статуса.

«Бюджетник, сидящий на бюджете, – в этом есть обесценивание роли учителя, – считает депутат Яна Лантратова. – А госслужащий – это человек, которому доверено выполнение определенных задач и функций государства плюс социальный пакет». Напомним, что зимой этого года министр просвещения Сергей Кравцов уже заявлял, что Минпросвещения обсуждает с Госдумой возможность закрепления за учителем «особого статуса», который сможет его защитить от неправомерных действий.

А что думают сами учителя об изменении своего статуса? Думают по-разному. Но довольно часто встречается такое высказывание на интернет-форумах: «Не надо статуса, просто добавьте учителю зарплату». Признаемся, рациональное зерно в этом есть. Какое уважение может вызывать учитель – бедно одетый, обремененный бытовыми проблемами и не имеющий финансовых возможностей для своего профессионального и духовного развития?

Напомним, чуть более года назад зарплата учителей повышена в среднем на 2500–5500 руб. Выросли стимулирующие и компенсационные выплаты. Оплата классного руководства достигла 550 руб. на класс, по 80 руб. на ученика и 5000 из средств федерального бюджета. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы – например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.

По данным Росстата, со всеми этими добавками средняя зарплата учителей в России сегодня составляет 45 787 руб. Если рассматривать по регионам, то самая высокая в Чукотском автономном округе (121 291 руб.) и Москве (103 451 руб.). А самая низкая – в Республике Ингушетия (24 714 руб.) и в Карачаево-Черкесской Республике (24 984 руб.).

Депутат Лантратова подчеркивает, что и чиновники, и учителя – это «государевы люди», которые должны получать за свой труд одинаково, потому что выполняют важную, необходимую государству работу. Узнаем о зарплате «государевых людей». По данным Росстата, усредненная зарплата государственного служащего в 2022 году была равна 126 тыс. руб.

Кстати, к тому, что зарплата разнится (причем так заметно) по регионам, все более или менее привыкли. А вот то, что она разнится в близлежащих учебных заведениях, пока вызывает удивление и недовольство учителей. Сергей Кравцов несколько месяцев назад заявлял о ситуациях, когда «в соседних школах установлена разная оплата труда». Школы стоят рядом, а учителя получают по-разному. И иногда – очень по-разному!

Всероссийский центр изучения общественного мнения отмечает, что за последние полгода в общественном мнении фокус внимания сместился с профессиональных на личностные качества учителей. Ранее их ценили за образованность, компетентность, эрудицию. Недавний опрос показал, что важнее теперь доброта и уважение к детям, затем порядочность, справедливость и объективность – их назвали четверть опрошенных. Далее с небольшим отрывом следуют любовь к детям и образованность. В том, что учитель – призвание, по-прежнему убежден каждый седьмой россиянин.

И еще одна деталь. За последние пять лет престиж профессии учителя в российском обществе вырос – положение педагогов в обществе граждане в среднем оценили на 3,19 балла из 5 возможных. Но… Чем выше уровень образования респондента, тем ниже оценивается им статус профессии педагога: россияне с неполным средним образованием оценили статус учителя на 3,85, а вот высокообразованные граждане на 2,89. Сами же работники сферы образования и науки оценивают престиж своей профессию на 2,94 балла. 


Читайте также


На выборы Госдумы может пойти одна именная партия

На выборы Госдумы может пойти одна именная партия

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЛДПР Жириновского получит больший процент голосов, чем ЛДПР Слуцкого

0
1262
Мигрантские диаспоры получат статус национально-культурных автономий

Мигрантские диаспоры получат статус национально-культурных автономий

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Законопроект ЛДПР имеет внешнеполитическую направленность, электоральные последствия выведены за скобки

0
3920
"Акт дружбы" разочаровал власти Грузии

"Акт дружбы" разочаровал власти Грузии

Игорь Селезнёв

Вашингтон намерен переоценить отношения с Тбилиси

0
5383
Правительство увеличило страховку вкладов самых богатых россиян

Правительство увеличило страховку вкладов самых богатых россиян

Михаил Сергеев

Коммунальщиков обяжут писать и утверждать инвестиционные программы

0
4564

Другие новости