Ценность и статус аспирантских «корочек» предполагается существенно повысить. Фото с сайта www.vcatuva.ru
В нынешних дискуссиях про будущее аспирантуры важно учитывать, что массовизация ее может привести к снижению качества подготовки. Исследование на эту тему социологов представили сотрудники Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Наталья Малошонок, Сауле Бекова и Светлана Жучкова. Аналитики воспользовались данными Росстата (с 2000 по 2018 год) и провели 52 глубинных интервью с руководителями научных организаций в разных регионах России.
Согласно выводам исследователей, за нулевые годы количество аспирантов в РФ увеличилось втрое. В аспирантуру приходили люди с разными целями и запросами: ученая степень была нужна для профессиональной деятельности, карьерного продвижения, в том числе на неакадемическом рынке. Приходили с разным уровнем подготовки. При этом само аспирантское образование долгое время оставалось без должного внимания со стороны государства.
Реформа, начатая в 2012 году, была ориентирована на повышение качества обучения в аспирантуре. В связи с чем был предложен ряд мер, в результате реализации которых повысилось требование к диссертационным советам и научной результативности аспирантов. Была сокращена существенная часть диссоветов и осуществлено жесткое структурирование программ. Предпринимались меры по дополнительной поддержке аспирантов через выделение грантов на исследования.
Но, как отмечают авторы исследования, в результате всех этих мероприятий существенно сократилось и количество защищаемых по окончании аспирантуры диссертаций: с 28,5% в 2010 году до 12,9% в 2022-м.
Кроме того, реформа, проводимая без учета специфики научных организаций, породила новые проблемы организационного, институционального и содержательного характера. При этом она не решила и старых проблем, среди которых – низкий уровень подготовки и слабая академическая мотивация поступающих в аспирантуру, а также снижение общего количества абитуриентов.
В последние годы показатели контингента аспирантуры и количество диссоветов стабилизировались. Но в целом, считают авторы исследования, трансформацию аспирантуры нельзя назвать успешной. Установление новых правил потребовало от вузов значительных ресурсов. Зачастую аспирантам предлагались не новые продвинутые курсы, направленные на развитие их профессиональных и академических компетенций, а курсы, которые уже были пройдены ими в бакалавриате, специалитете или магистратуре. Реформирование осуществлялось через изменение нормативного регулирования, но оно не предполагало оказания поддержки университетам и научным организациям, которые могли бы быть вовлечены в этот процесс.
В последние годы в академическом сообществе не прекращалась активная дискуссия о том, какие дальнейшие преобразования аспирантуры необходимы, должны ли они быть полным возвратом к дореформенной модели или ориентированы на устоявшиеся в мире практики. Изменения, начатые в 2022 году, предполагают частичное возвращение к предыдущей модели аспирантуры.
Как еще можно помочь российской аспирантуре? Вопрос не праздный. В поисках решения авторы исследования НИУ ВШЭ предлагают обратиться к опыту стран, которые сталкивались с теми же негативными последствиями массовизации аспирантуры: низким качеством диссертаций и высоким процентом отсева аспирантов. Выработанные ими практики, по мнению авторов исследования, таковы:
– диверсификация программ: пусть будет не только «классика», но и программы профессиональных степеней, индустриальная аспирантура, быстрые треки, подготовка диссертации в виде публикаций и т.д.;
– аспирантуре необходима кооперация с производством и бизнесом: от совместных конференций до привлечения сотрудников компаний для участия в создании диссертации. Это обеспечит соответствие знаний и компетенций обладателей ученых степеней требованиям рынка труда:
– полезным будет научное «соруководство» со стороны нескольких ученых или «распределенное» руководство. Сейчас работу над диссертацией курирует один ученый, у которого, как правило, не хватает времени на это, но ему могли бы помочь другие сотрудники кафедры или лаборатории.
Также среди практик, используемых в других странах, авторами упомянуты формализация аспирантского обучения и переход к модели структурированных программ, увеличение разнообразия аспирантских программ, развитие международных связей и международного сотрудничества, концентрация аспирантских программ в ведущих университетах и научных центрах, конкурсное распределение государственного финансирования аспирантуры.
комментарии(0)