Дополнительное образование, конечно, дает некоторые бонусы, но не гарантирует дальнейшего процветания. Фото РИА Новости
По данным экспертов образовательной платформы Skillbox, потенциально в образовании взрослых, или, как его еще называют, непрерывном образовании, могут участвовать около 40 млн россиян. Опираясь на статистическое наблюдение (Росстат), охватившее более 231 тыс. респондентов, социологи из Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и их коллеги из Германии назвали более точно долю россиян 25–64 лет, участвовавших в течение года в непрерывном образовании. Она равна 43,2%.
Согласно данным социологов, дополнительное обучение взрослых по уже имеющейся специальности – это стратегия ресурсно обеспеченных слоев населения. Важный вывод, который делают ученые: в этом случае обучение способствует усугублению социально-экономического расслоения общества. Получение новой специальности как стратегия менее обусловлено социальным бэкграундом обучающихся, более демократично, но и менее экономически выгодно в перспективе для выбравших ее.
С точки зрения форматов и условий обучения образование взрослых делится на три типа: в учебном заведении, с получением сертификатов (формальное образование); различные тренинги и курсы, оплачиваемые работодателем либо из собственного кармана (неформальное); обучение вне привычной образовательной среды, не структурированное и не сертифицированное (информальное). При этом оно может как быть связано с текущей работой, так и не зависеть от нее. Самый распространенный сегодня формат обучения среди взрослых – информальное образование. По подсчетам исследователей, 25% респондентов учились таким образом в связи с работой и еще 37% – вне связи с ней.
Также выяснилось, что стартовые условия влияют на образовательный выбор даже взрослой страты общества. То есть то, из какой вы семьи – условно говоря, среднего класса или живущей на грани бедности, – продолжает работать и дальше. Выходцы из высокообразованных семей предпочтут все время учиться.
Формальное образование чаще получают люди без диплома вуза, но из высокообразованных семей. Это компенсаторная стратегия: те, кто по разным причинам не учился в высшей школе, наверстывают упущенное уже после выхода на рынок труда. В дальнейшем, как отмечают исследователи, это приумножает их ресурсы. Внутри этой группы людей накапливаются привилегии.
Информальное обучение больше охватывает людей с высшим образованием, родители которых также имеют вузовские дипломы. В целом дипломированные специалисты вообще реже используют для учебы программы формального образования, предпочитая курсы.
У людей, получивших любой из вышеназванных видов дополнительного образования, обычно повышаются шансы трудоустройства. Еще раз доказано, что высшее образование приносит некие бонусы: работники с дипломом вуза и выходцы из образованных семей имеют лучшие результаты на рынке труда.
Интересные нюансы нашли аналитики в неформальном образовании за счет работодателя. В этом случае у обучающихся увеличились зарплата и вера в результативность своих действий. Рост этих показателей логичен: получение знаний на курсах способствует повышению самооценки, учит решать новые задачи. Что должно бы привести в итоге и к профессиональному росту, однако вот этого-то и не наблюдается, отмечают исследователи.
Диплом об окончании вуза, без сомнения, серьезный бонус на рынке труда. Но в разрезе дополнительного образования для взрослых он увеличивает отдачу не от всех типов обучения. И не для всех групп. Социологи называют этот феномен «эффектом Матфея». Он предполагает феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена еще сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Сам термин был впервые предложен американским социологом Робертом Мертоном, который дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея.
Например, у выходцев из малообразованных семей положительный кумулятивный эффект собственного высшего и дополнительного образования, как правило, на зарплату или занятость не влияет. Таким работникам может не хватать социального или культурного капитала для карьерного продвижения, либо они испытывают дискриминацию со стороны работодателей, полагают исследователи.
В целом обучение взрослых может выравнивать результаты индивидуальной карьеры на рынке труда. Однако для устранения «эффекта социального происхождения» этого явно недостаточно. Чтобы решить эту проблему, важно разработать политику, ориентированную на людей из семей с низкими образовательными и другими ресурсами, подчеркивают исследователи из НИУ ВШЭ.