Американские студенты должны за свою учебу банкам 1,7 триллиона долларов. Фото Reuters
В эти дни американские абитуриенты получают письма от университетов и колледжей о приеме на учебу на будущий год. Кому-то повезло, и абитуриенту предоставляется стипендия от выбранного вуза. Как правило, счастливый билет выпадает за потенциальную спортивную ценность того, кто в состоянии будет помочь университетской команде по баскетболу или американскому футболу; кто-то собрал очень лестные рекомендации от влиятельных и узнаваемых политических и иных персонажей.
В целом ряде университетов открыты новые факультеты, куда для привлечения абитуриентов приглашены на работу известные журналисты, отставные сотрудники исполнительной власти страны, бывшие дипломаты и военные. А многие даже не очень известные колледжи пытаются мотивировать будущих студентов тем, что по окончании обучения им будет гарантированно предоставлена работа по специальности и вполне приличный оклад.
Между тем специалисты, занимающиеся проблемами высшего образования США, а также руководство самих университетов бьют тревогу, причем уже не первый год. Фактор, вызывающий у них растущую обеспокоенность, характерен сейчас не только для Соединенных Штатов, но и ведущих университетов Европы и других западных стран. Состоит он в том, что все большее число молодых людей не видят смысла как в самом процессе университетского обучения, так и в тех навыках, которые для будущей работы им понадобятся, но которые они не в состоянии получить, если отправятся на учебу за высшим образованием.
Особенно серьезные проблемы возникли в последние годы именно в Америке. Согласно данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, 38% выпускников американских колледжей и университетов работают на должностях, не требующих наличия высшего образования. Одновременно с этим в США снижается вот уже четвертый год подряд число желающих получать высшее образование.
Для многих потенциальных абитуриентов главными причинами, по которым они не хотят идти учиться в университеты, стали не только растущая постоянно стоимость самого процесса обучения, но и чрезмерная политизация образования, политическая истеричность изложения целого ряда социальных наук. Немаловажный фактор здесь – раздутые университетские штаты профессорско-преподавательского состава и университетской обслуги, что в конечном счете оплачивается из карманов студентов и их родителей.
Согласно статистике, ежегодно число обучающихся в университетах США падает примерно на 1%. Также резко снижается престиж получения студентами даже степени бакалавра. С точки зрения получения профессиональных навыков диплом бакалавра вообще перестает рассматриваться как наличие высшего образования. Никакой профессиональной подготовки за четыре года студент в ходе подобного образовательного процесса не получает.
Также немаловажным фактором в Америке становится разница в зарплате тех, кто устраивается на работу после школы, и теми, кто окончил колледж. В начале 80-х и до середины 90-х годов прошлого века выпускники колледжей и университетов получали на 35% больше на своей работе, чем выпускники средних школ. А в начале 2000-х эта разница в зарплатах достигла уже 66%. Казалось бы, желающих учиться, чтобы больше потом зарабатывать, должно становиться все больше. Но на практике все складывается как раз наоборот.
Во-первых, появилось много таких работ (те же программисты), где и без университетского диплома можно получать очень приличные деньги. А во-вторых, с ростом стоимости образования в США все большее число студентов залезает к окончанию обучения в университете или колледже в многотысячные долги. Так, сейчас американские студенты должны за свою учебу банкам 1,7 трлн долл., а 56% выпускников американских вузов, согласно проведенным опросам, считают, что учеба в университетах не стоила тех денег, которые были на нее затрачены. Но раз меньше студентов – меньше и доходов преподавателей. При этом более 70% профессорско-преподавательского состава американских вузов трудятся на почасовой оплате, а не являются штатными их сотрудниками. И только 27% преподавателей имеют научные степени в качестве постоянно нанятых.
С учетом того, что 57% американских студентов – это девушки, им сложнее, чем ребятам, оплачивать свою учебу. Плюс существенно снизился приток китайских студентов из-за политических разногласий между странами. А ведь именно они из всех иностранцев (а также южнокорейцы) являлись для многих университетов, особенно в американской глубинке, основными донорами, оплачивая полную стоимость своего обучения.
В итоге сейчас в Америке наблюдаются две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, 62% работодателей требуют при трудоустройстве предоставление диплома о высшем образовании. С другой – только в Пентагоне открыто 65 тыс. вакансий для работы, не требующей наличия диплома о высшем образовании. Другой пример – авиакомпания «Дельта»: она берет уже второй год подряд в штат пилотов без университетского диплома.
При снижающемся числе желающих получить высшее образование американским вузам все-таки надо для собственного финансового выживания чем-то «особенным» привлекать потенциальных абитуриентов. Это и новые кампусы, расположенные в живописных местах, и 50-метровые бассейны, и спортивные залы, оборудованные по последнему слову техники, и качественные и бесплатные медицинские услуги, в том числе не только для студентов, но для родителей при их посещении.
Актуальными подобные тенденции в сфере образования, да еще в преддверии президентских выборов, стали и для американских законодателей. При этом 75% конгрессменов-демократов считают, что в системе университетского образования в США все работает слаженно и эффективно, однако с этим согласны лишь 37% сторонников Республиканской партии.
А среди самих американских абитуриентов звучат чисто прагматические вопросы: зачем мы вообще должны учиться, чему конкретно и стоит ли тратить сотни тысяч долларов, четыре или шесть лет своей жизни на то, что тебе потом очень маловероятно в том или ином виде пригодится?