Суть инклюзивной культуры – бережное отношение к людям с ограничениями по здоровью. Фото РИА Новости |
Когда-то известный английский физик Стивен Хокинг написал книгу, которая называется «Короткие ответы на серьезные вопросы». В ней он высказал свои опасения, что люди могут начать за деньги вносить изменения в ДНК, чтобы улучшать различные качества организма. По мнению ученого, появление сверхлюдей грозит обычным людям вымиранием…
В будущем возможно всякое, а пока можно лишь констатировать, что количество детей с ОВЗ постоянно растет. Об этом сообщила директор Института коррекционной педагогики Татьяна Соловьева. Согласно этим данным, из 27 млн детей в России – 1 млн 150 тыс. это дети с ОВЗ. А ежегодный прирост составляет чуть менее 9,5%. Причем, как отметила Татьяна Соловьева, не просто растет численность таких детей, но и нарастает сама тяжесть проблем, связанных с заболеванием ребенка. Этот прирост связан с развитием медицины и с вынашиванием недоношенных детей, которые в прошлом столетии просто бы не выжили.
В связи с этим общественные организации ратуют сегодня за то, чтобы были внедрены особые протоколы работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, где бы в четкой форме был прописан весь алгоритм действий семей и тех, кто готов помочь им справиться с ситуацией адаптации к новым условиям.
Например, родителей сегодня призывают избегать типичных ошибок и неверных действий, совершаемых в растерянности и от незнания. Им лучше согласиться с фактом нарушения в развитии их ребенка, не пытаться «прекратить» диагноз, перестать бегать по врачам и специалистам с надеждой изменить диагноз в лучшую для родителей сторону, перестать испытывать чувство вины, тяжесть, стыд от того, что у них такой ребенок. Наконец, самое важное – принять, что это случилось. Надо начать адаптироваться к новым условиям и быстрее приступить к решению бытовых задач. Родителям особенного ребенка важно найти ресурсы внутри семьи, решить, кто может помочь, и найти личный смысл в данной ситуации.
Это что касается родителей. А как вести себя всем остальным, входящим в окружение ребенка с ОВЗ? Оказывается, даже большинство взрослых не знает, как правильно вести себя с людьми-инвалидами.
В свое время повесть «Слепой музыкант» В.Г. Короленко входила в школьную программу. Но большинству из нас и сегодня неведомо, что писатель допустил целый ряд грубых неточностей и вызвал в свое время осуждение со стороны инвалидов. Повесть еще со времен своего выхода (1886) вызвала живой отклик простых читателей.
Но Александр Щербина, единственный в то время незрячий профессор в России, обратился к Короленко с письмом, в котором негативно оценил изображение психологии Петра в повести. Ничего того, что описал Короленко, сам профессор никогда не испытывал. И обратил внимание писателя на то, что русской литературе свойственно: с одной стороны, отождествлять слепоту с духовным убожеством, с другой стороны – слепым приписывают особую духовную проницательность и одаренность. Слепые не могут тяготиться своим диагнозом и ежедневно страдать от него, как это изображают в литературе, они с этим диагнозом живут.
В целом понятно, что обществу предстоит еще учиться инклюзивной культуре. Обычным, здоровым детям она и вовсе не знакома, и вдобавок детская среда бывает неоправданно жестокой. Суть инклюзивной культуры школьника – бережное отношение к людям с ограничениями по здоровью. Психологи советуют детей не столько дидактически учить обращению с детьми с ОВЗ, сколько больше показывать это отношение на личном примере. (Кстати, нельзя говорить «дети-инвалиды», а правильно называть их – «дети с ограничениями в здоровье».)
Скажем, каким должно быть поведение мамы на детской площадке, куда пришел ребенок с ОВЗ? Не демонстрировать свой страх при виде ребенка с ОВЗ, не демонстрировать жалость и сочувствие, не уводить своего ребенка сразу с игровой площадки. Показать своему ребенку, как может выглядеть разговор с ребенком с ОВЗ (элементарно – спросить, как зовут этого ребенка). Вести себя так, как с обычным ребенком. Не спрашивать у родителей, что случилось с их малышом. И совместную игру организовать взрослым так, чтобы дети смогли в ней быть на равных.
Существует много мифов в отношении детей с ОВЗ, несмотря на общую информативность современного общества. Например, почему-то большинство населения уверены, что дети с умственной отсталостью не осваивают академические знания. Осваивают, говорит Татьяна Соловьева. Так же как и профессию. Вопрос только в правильном подборе школы и программы. Считается, что учитель должен уметь учить любого ребенка. Должен… Но не совместно с остальным классом.
Сегодня ребенку с ОВЗ предлагают учиться в обычной школе. Вопрос, что выбрать – коррекционную школу или массовую, – решает в конечном итоге родитель. Этот вопрос один из труднейших и требует консультации со специалистом. Ведь каждый ребенок индивидуален. В специальных коррекционных школах продумано все, там среда помогает, а в обычных – этого нет, и учесть все нюансы в ней невозможно. В коррекционной школе упор делается на самостоятельность ученика, взрослые лишь помогают.
Некоторые родители детей с ОВЗ решают сделать так, что сначала отдают ребенка в коррекционную, а потом в обычную с тем решением, что ребенок потом догонит школьную программу. Но это неправильный подход, считают специалисты. Нельзя от ребенка требовать невозможного.
Для любого школьника в РФ, будь он здоровым или ограниченным в здоровье, важно усвоить содержание школьного образования.