0
7970
Газета Образование Интернет-версия

21.06.2023 18:20:00

В чем был неправ писатель Короленко

Каждому школьнику важно знать хотя бы основы инклюзивной культуры

Тэги: инклюзивная культура, общество, школа, дети, овз, адаптация, писатель короленко


120-8-3480.jpg
Суть инклюзивной культуры – бережное
отношение к людям с ограничениями
по здоровью.  Фото РИА Новости
С сентября следующего года дети с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будут обучаться по единым федеральным адаптированным образовательным программам. Об этом сообщила директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская. Задача государства – обучение и повышение квалификации специалистов по работе с детьми с ОВЗ, повышение доступности дошкольного, школьного, дополнительного и высшего образования для таких детей.

Когда-то известный английский физик Стивен Хокинг написал книгу, которая называется «Короткие ответы на серьезные вопросы». В ней он высказал свои опасения, что люди могут начать за деньги вносить изменения в ДНК, чтобы улучшать различные качества организма. По мнению ученого, появление сверхлюдей грозит обычным людям вымиранием…

В будущем возможно всякое, а пока можно лишь констатировать, что количество детей с ОВЗ постоянно растет. Об этом сообщила директор Института коррекционной педагогики Татьяна Соловьева. Согласно этим данным, из 27 млн детей в России – 1 млн 150 тыс. это дети с ОВЗ. А ежегодный прирост составляет чуть менее 9,5%. Причем, как отметила Татьяна Соловьева, не просто растет численность таких детей, но и нарастает сама тяжесть проблем, связанных с заболеванием ребенка. Этот прирост связан с развитием медицины и с вынашиванием недоношенных детей, которые в прошлом столетии просто бы не выжили.

В связи с этим общественные организации ратуют сегодня за то, чтобы были внедрены особые протоколы работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, где бы в четкой форме был прописан весь алгоритм действий семей и тех, кто готов помочь им справиться с ситуацией адаптации к новым условиям.

Например, родителей сегодня призывают избегать типичных ошибок и неверных действий, совершаемых в растерянности и от незнания. Им лучше согласиться с фактом нарушения в развитии их ребенка, не пытаться «прекратить» диагноз, перестать бегать по врачам и специалистам с надеждой изменить диагноз в лучшую для родителей сторону, перестать испытывать чувство вины, тяжесть, стыд от того, что у них такой ребенок. Наконец, самое важное – принять, что это случилось. Надо начать адаптироваться к новым условиям и быстрее приступить к решению бытовых задач. Родителям особенного ребенка важно найти ресурсы внутри семьи, решить, кто может помочь, и найти личный смысл в данной ситуации.

Это что касается родителей. А как вести себя всем остальным, входящим в окружение ребенка с ОВЗ? Оказывается, даже большинство взрослых не знает, как правильно вести себя с людьми-инвалидами.

В свое время повесть «Слепой музыкант» В.Г. Короленко входила в школьную программу. Но большинству из нас и сегодня неведомо, что писатель допустил целый ряд грубых неточностей и вызвал в свое время осуждение со стороны инвалидов. Повесть еще со времен своего выхода (1886) вызвала живой отклик простых читателей.

Но Александр Щербина, единственный в то время незрячий профессор в России, обратился к Короленко с письмом, в котором негативно оценил изображение психологии Петра в повести. Ничего того, что описал Короленко, сам профессор никогда не испытывал. И обратил внимание писателя на то, что русской литературе свойственно: с одной стороны, отождествлять слепоту с духовным убожеством, с другой стороны – слепым приписывают особую духовную проницательность и одаренность. Слепые не могут тяготиться своим диагнозом и ежедневно страдать от него, как это изображают в литературе, они с этим диагнозом живут.

В целом понятно, что обществу предстоит еще учиться инклюзивной культуре. Обычным, здоровым детям она и вовсе не знакома, и вдобавок детская среда бывает неоправданно жестокой. Суть инклюзивной культуры школьника – бережное отношение к людям с ограничениями по здоровью. Психологи советуют детей не столько дидактически учить обращению с детьми с ОВЗ, сколько больше показывать это отношение на личном примере. (Кстати, нельзя говорить «дети-инвалиды», а правильно называть их – «дети с ограничениями в здоровье».)

Скажем, каким должно быть поведение мамы на детской площадке, куда пришел ребенок с ОВЗ? Не демонстрировать свой страх при виде ребенка с ОВЗ, не демонстрировать жалость и сочувствие, не уводить своего ребенка сразу с игровой площадки. Показать своему ребенку, как может выглядеть разговор с ребенком с ОВЗ (элементарно – спросить, как зовут этого ребенка). Вести себя так, как с обычным ребенком. Не спрашивать у родителей, что случилось с их малышом. И совместную игру организовать взрослым так, чтобы дети смогли в ней быть на равных.

Существует много мифов в отношении детей с ОВЗ, несмотря на общую информативность современного общества. Например, почему-то большинство населения уверены, что дети с умственной отсталостью не осваивают академические знания. Осваивают, говорит Татьяна Соловьева. Так же как и профессию. Вопрос только в правильном подборе школы и программы. Считается, что учитель должен уметь учить любого ребенка. Должен… Но не совместно с остальным классом.

Сегодня ребенку с ОВЗ предлагают учиться в обычной школе. Вопрос, что выбрать – коррекционную школу или массовую, – решает в конечном итоге родитель. Этот вопрос один из труднейших и требует консультации со специалистом. Ведь каждый ребенок индивидуален. В специальных коррекционных школах продумано все, там среда помогает, а в обычных – этого нет, и учесть все нюансы в ней невозможно. В коррекционной школе упор делается на самостоятельность ученика, взрослые лишь помогают.

Некоторые родители детей с ОВЗ решают сделать так, что сначала отдают ребенка в коррекционную, а потом в обычную с тем решением, что ребенок потом догонит школьную программу. Но это неправильный подход, считают специалисты. Нельзя от ребенка требовать невозможного.

Для любого школьника в РФ, будь он здоровым или ограниченным в здоровье, важно усвоить содержание школьного образования. 


Читайте также


Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
1187
Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Владимир Полканов

Чему учат старшеклассников вузовские профессора

0
1508
Школа юных дарований

Школа юных дарований

Владимир Полканов

В специализированных центрах при университетах детей готовят к научной карьере

0
1421
Ставропольские школьники ставят опыты на автомобилях

Ставропольские школьники ставят опыты на автомобилях

Владимир Полканов

Юных исследователей обучают преподаватели Северо-Кавказского федерального университета

0
1636

Другие новости