Пока ученые и педагоги спорят, дети уже активно используют искусственный интеллект и чат-боты в процессе обучения. Фото с сайта www.freepik.com
Психологи и нейролингвисты бьют тревогу по поводу влияния нейросетей на школьников. Использование нейросетей может иметь негативное влияние на когнитивные способности человека, считает нейропсихолог Кубат Каниметов. Бесконтрольное стремительное развитие технологий нейросетей опасно для человека, подчеркивает руководитель Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО, нейролингвист, профессор Татьяна Черниговская.
Кубат Каниметов отмечает, что школьник, привыкший использовать искусственный интеллект (ИИ) и опираться на готовые решения, рискует разучиться самостоятельно думать. Если пользоваться возможностями нейросети ежедневно, то это может оказать ребенку медвежью услугу, заявляет эксперт.
Российские школьники уже освоили нейросети. Они используют возможности разнообразных чат-ботов для подготовки сочинений, решения задач и т.д. Причем с помощью нейросети они не только решают задачи, но и получают объяснения их решений. В отличие от поисковика Google, где информацию приходится отбирать из множества ссылок, нейросеть сразу выдает готовое сочинение и подробные статьи по теме.
В общем, пора бить тревогу. Так дети могут совсем отучиться думать.
И не только ученики уже вовсю эксплуатируют возможности нейросетей, тем же самым зачастую занимаются и продвинутые учителя. Нейросеть помогает им быстро скорректировать программу урока. Учитель может на ходу перестроить урок, попросив сеть, например, составить вопросы для письменного контрольного опроса по теме, которую они только что изучили. Интересно, не обвинят ли учителя, что он забросил урок, доверившись искусственному интеллекту, и устроил себе отдых?
А вот мнение нейролингвиста Татьяны Черниговской. Она считает, опасность кроется несколько в другом. «К сожалению, да. Их кормят языком», – заявила Черниговская в интервью РИА Новости в ответ на вопрос об основанных на накоплении языковой информации нейросетях. По мнению Черниговской, язык уже может сам «тащить эволюцию» и выступать как отдельный игрок.
«Пугает скорость. Это началось меньше года назад. Обычно такого рода процессы идут десятки, сотни, тысячи лет. А здесь – дни. Только он вышел, прошло две недели – а он уже вон что умеет, потом еще вот это делает, и это… Опасность есть, что мы утратим за этим контроль», – отметила нейролингвист.
Академик Алексей Хохлов в своем Telegram-канале приводит другой пример. Власти Гонконга, ответственные за сферу образования, уже с сентября 2023 года включили в школьную программу для младших (!) классов средней школы изучение технологий искусственного интеллекта и чат-бота ChatGPT. И это несмотря на то, что доступ к ChatGPT на территории Гонконга ограничен (как и в России) – будут использоваться «зеркальные» сайты. Главный аргумент введения такого школьного предмета – дети в дальнейшем не обязательно будут работать в сфере инноваций и технологий, но основанные на искусственном интеллекте подходы определенно повлияют на их жизнь. Считается, что детям необходимо иметь какие-то знания об этих подходах и воспитывать правильное отношение к ним. «И это похвальный пример заботы о том, чтобы дети легче ориентировались в будущем мире, – отмечает Алексей Хохлов.
Можно напомнить об одном эксперименте. Министерство просвещения РФ сообщило, что в рамках реализации цифровой образовательной среды у школьников-добровольцев появится цифровое портфолио, которое будет собирать и анализировать нейросеть. Сервис упростит процесс поступления в вузы и поможет с выбором дальнейшей образовательной траектории.
Сразу отметим, что вопрос этот очень важен. Люди довольно часто ошибаются в своем выборе и потом жалеют о решении долгие годы, будучи не в силах что-то изменить, потому что время упущено.
По данным анонимного опроса, проведенного онлайн-школой для детей и подростков Skysmart, 84% российских выпускников заявили, что приняли бы от нейросети советы и рекомендации по выбору будущей профессии. Их бы устроило, что нейросеть делала бы выводы на основании анализа данных из их цифрового портфолио, где накоплены их школьные, спортивные достижения, успехи в музыкальной школе и т.д. В опросе приняли участие более 1000 учеников.
Впрочем, психологи отмечают, что сегодня нейросеть не способна принять во внимание уровень мотивации и психологические потребности человека. Все равно окончательное решение в выборе профессии остается за человеком.
В общем, дискуссии на тему «Нейросети – друг или враг школьника?» будут продолжаться еще долго. Пока можно лишь констатировать, что искусственный интеллект уже с нами. И надолго. Если не навсегда.