Публичное выступление, выход к доске, строгая учительница – все может испугать школьника, вогнать его в эмоциональный ступор. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
В рамках проекта «Академические вечера» в Российской академии образования (РАО) прошло экспертное обсуждение темы: «Стресс у детей: как воспитать стрессоустойчивость». Стресс – вечный спутник детей. Тревожность мешает жить и спокойно работать взрослым. Как справиться с этим состоянием?
Кто из нас не переживал этот ночной кошмар: учитель вызывает к доске, а вы не выучили урок! Толчок – и вы, сорокалетний или шестидесятилетний состоявшийся и уверенный в себе человек, просыпаетесь в холодном поту. И говорите себе: «О счастье, это всего лишь сон!» Или вы сдаете сессию, вынимаете билет и понимаете, что ничего не знаете. Знакомо, не правда ли?
Академический стресс (он же страх сессии и уверенность, что вот-вот отчислят) занимает среди всех стрессов почетное место. Для многих людей это главная ассоциация с учебным процессом.
При этом психологи говорят, что испытывать стресс – нормально. Стресс и паника – закономерные реакции здорового человеческого организма на изменения внешней среды. Спусковым крючком (стрессором) может стать даже счастливое событие, напоминает психолог, академик РАО Сергей Малых. Например, мысли о том, что мучения скоро закончатся.
Дети по-разному воспринимают стресс. Для одного ребенка если даже кто-то косо посмотрел на него – уже стресс. А другого ребенка это не коснется. Проведен целый ряд исследований, показывающих, что большую роль играет сильный стресс, который ребенок пережил в раннем возрасте. Этот стресс оказывает влияние на протяжении всей его дальнейшей жизни.
Особенно опасен для детей (впрочем, и для взрослых тоже) хронический стресс. Это продолжительная активация адаптационных реакций организма под воздействием неблагоприятных факторов, когда новые пугающие события происходят раньше, чем уровень гормонов успел прийти в норму с прошлого раза. Все это приводит к разбалансировке всех систем организма. И включается все та же стрессовая реакция: ребенок либо выходит к доске и начинает что-то лихорадочно говорить не по теме, либо молчит, либо вообще вжимается в парту и отказывается вставать. Такая ситуация может повторяться несколько раз за день.
Несмотря на то что у детей большой запас прочности, постоянный стресс им все равно вреден. Физиологи объясняют: самое заметное и самое серьезное отклонение, вызванное хроническим стрессом, – уменьшение объема гиппокампа, зоны мозга, которая отвечает за память и пространственное мышление. Одна из его функций – перевод воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную.
Отдельно идентифицируется и такое явление, как математическая тревожность – состояние, когда у школьника или студента при мысли о математике проявляются все симптомы тревожного расстройства. В последние годы этот феномен активно изучают и в России, и в других странах. Все, что связано с тревогой, страхом, стрессом, имеет под собой физиологическую основу. И у математической тревожности могут быть разные индикаторы: в гормональных реакциях (например, колебания уровня гормона кортизола), в показателях работы мозга и т.д. Математическая тревожность также может быть связана с эмоциональным компонентом, со стрессовыми реакциями. Конечно, математическая тревожность посещает далеко не всех. Есть люди, у которых она почти отсутствует, но есть и те, кому это нарушение буквально мешает жить.
Общепринятое мнение, что девочки хуже справляются с математикой. Но известен эксперимент, который провели в Корее. Обычный класс разделили на две группы, в каждой были мальчики и девочки. Первой группе ничего не сказали, просто отправили решать задачки. А во второй сначала провели тренинг по снижению тревожности – попросили написать 10 причин, почему вы считаете себя молодцом, а также вспомнить, что вам удается лучше всего. И только потом отправили решать задачки. В первой группе девочки справились с тестом хуже мальчиков, во второй результаты были одинаковые.
Ученые отмечают, что есть подверженность стрессу и есть стрессоустойчивость (психическая устойчивость). Ведущиеся исследования направлены в основном на то, чтобы разработать методы борьбы со стрессом. Когда взрослый человек понимает, что испытывает стресс, он начинает сознательно подходить к нему. Гораздо сложнее, когда речь идет о детях. Ребенку до 10 лет сложно описывать свои эмоциональные реакции. Конечно, родителям надо в этом случае обращать внимание на то, как ребенок себя чувствует.
Публичное выступление, выход к доске, строгая учительница – все может испугать школьника, вогнать его в эмоциональный ступор. Как справляться с этой ситуацией? Очень важно делать то, что поддерживает ребенка, считает Сергей Малых. Например, если ребенок боится выступать у доски, нужно помочь ему отыграть эту ситуацию, «порепетировать» заранее.
Тревожность можно победить, если у ребенка будет что-то, в чем он успешен. Это может ему помочь победить стресс. Например, хобби помогает детям приобрести уверенность в себе. Ребенок также может использовать и другие, интуитивные стратегии преодоления стресса: изменение отношения к событию, избегание события.
Ребенку надо дать возможность «проговорить» взрослым свою тревожность. И родителям надо уметь выслушать и услышать. Взрослые редко удерживаются от того, чтобы не дать школьнику совет и наставления. Но самой пустой звучит фраза «здесь не о чем беспокоиться». Лучше в этом случае стать другом своего ребенка и рассказать похожую историю, которая происходила с вами. Так дети быстрей начнут ощущать себя в позиции силы, они поймут, что сейчас у них больше возможностей контролировать ситуацию.
Наконец, тревожность можно преодолеть, если, узнав что именно пугает ребенка, вместе с ним придумать план преодоления. Например, к кому обратиться, если ему нужна помощь. Составить план действий в ситуации, если ребенка обидит кто-то из учеников... Если он потеряется в торговом центре... Если он захочет в туалет на уроке (кстати, многие дети терпят такую ситуацию, если учитель строг в отношении дисциплины). В общем, со стрессом можно и нужно бороться.