Для ребенка вопрос оценки его творческих способностей принципиально важен. Фото с сайта www.artinternat.saha.muzkult.ru
Отменить выставление оценок по творческим и общеобразовательным предметам предложили эксперты Российской общественной инициативы. Активисты посчитали, что такое решение снизит эмоционально-психологическую нагрузку на детей. Речь идет о музыке, ИЗО, технологии, а также физкультуре. По мнению авторов петиции, выставление отметок по этим дисциплинам вредит не только ученикам, но и преподавателям.
Гораздо более действенной системой оценок по творческим предметам общественники считают формат зачета. Такая система аттестации снизит стресс у школьников – ведь успеваемость по таким дисциплинам часто зависит от таланта и индивидуальных способностей ребенка.
Кроме того, авторы предложения считают, что нужно на официальном уровне отменить отчеты для учителей по данным предметам. А также предоставить педагогам возможность и условия для развития творческих навыков, мышления, командной работы и физического развития детей при отсутствии стресса от возможных оценок. Проведение письменных тестов на теоретические знания предлагается отменить. Такие проверки, по мнению экспертов, не способствуют выполнению поставленных целей по развитию школьников.
Отметим, что в последнее время под предлогом борьбы со стрессом у детей довольно часто звучат призывы что-то убрать или изменить в сетке школьного расписания: то убрать ЕГЭ, то снизить школьную нагрузку на ученика, то убрать домашнее задание и, наконец, сегодня – убрать школьные оценки по предметам художественного цикла. Вроде бы мелочь. Но мелочей в образовании не бывает.
Начнем с того, что школы в РФ разные. С 2012 года есть и такое понятие, как автономия школы. Автономия выражается в том, что для осуществления образовательного процесса учебное заведение самостоятельно подбирает и расставляет кадры, формирует (выбирает) программы обучения, осуществляет образовательную, научную, финансовую, хозяйственную и иную деятельность в пределах, определенных законодательством РФ и собственным уставом.
Следующий момент заключается в том, что родители могут полноценно участвовать в делах школы и действовать через попечительские советы и родительские комитеты. Поэтому любой вопрос, не противоречащий уставу школы и закону РФ, можно решить частным порядком в отдельно взятой школе.
Если взглянуть на картинку художественного образования в обычной школе, то занятия искусством в школе сегодня многие дети воспринимают как необязательные и неважные. Как, впрочем, и родители, которые сами не приобщены к искусству и многие из которых охотно заменили бы эти предметы на что-нибудь «более нужное» для того, чтобы ребенок стал «конкурентоспособным на рынке труда». Обычное отношение к уроку «Изобразительное искусство» можно показать таким штрихом. Вечером, когда ребенок собирается в школу, вдруг выясняется, что он не дорисовал «картинку по изо». И мама/папа садится рисовать.
В Институте художественного образования и культурологии ученые проводили многолетние исследования об интересе детей к художественному творчеству. И вот что они выяснили: современным детям свойственна завышенная самооценка их творчества. Они начинают какие-то занятия художественным творчеством. И если не достигают быстро результата в этой деятельности, сразу же переключаются на что-то другое. Не хватает привычки к трудолюбию.
Раньше все было проще, вопрос решали через принуждение. Приведу пример из исследований американского психолога Говарда Гарднера (ему сейчас 79 лет, он человек старой закваски, автор концепции множественного интеллекта). В своей работе «Образцовые творцы» он дал список обобщенных черт талантливых людей, исследуя их детство. По мнению Гарднера, в семье будущего творца царят строгий порядок и жестко насаждаемая дисциплина. В юности творческая личность общается с другими родственными талантами. Выбор будущего поприща предопределяется довольно жестко. В самом его творчестве под сомнение творцом ставятся «незыблемые основы»: либо прямо, либо исподволь создаются произведения, идущие вразрез с тем, что считается общепринятым.
И часто вызревает понимание, что господствующие догмы и установки порочны в своей основе. Вот так: дисциплина, трудолюбие, порядок, принуждение.
«Не только детям, но и современным молодым педагогам, к которым тянутся дети, присуща завышенная самооценка, - отмечает культуролог, доктор педагогических наук Екатерина Акишина. - Молодые педагоги считают себя прежде всего «мастерами», а педагогика проходит у них «вторым планом». Они все сначала «великие композиторы», признанные мастера, профессиональные исполнители. В итоге получается, что дети стремятся учиться у молодых преподавателей, а те – к самореализации. Поэтому молодых педагогов ИЗО и музыки в школе сегодня мало».
Конечно, для ребенка вопрос оценки его творчества стоит очень остро. Но это было всегда. В своем «Первом плане заметок» Александр Пушкин несколько раз упоминает пережитые им в детстве неприятности. И среди прочих упоминает «Нестерпимое состояние». Как считают пушкинисты, это связано с издевательствами гувернера над ранней поэмой мальчика-Пушкина, которую ребенок потом сжег в порыве обиды. Кстати, в воспоминаниях его сестры Ольги тоже есть упоминание о большой поэме «Толиада», которую маленький поэт бросил в печь, не выдержав издевательств гувернера над своим произведением. Так юный Пушкин болезненно переживал неоцененное свое творчество.
Но, как отмечает психолог Сергей Малых, оценка творчества ребенка должна существовать. Она нужна ему для его дальнейшего роста. Ребенок должен знать, куда ему идти, как его оценивают на данном этапе. Понятно, что самому ребенку сложно воспринимать критику в свой адрес. Он просто не готов к этому. Но без объективной оценки не может быть, увы, творчества. Так что подумать есть над чем.