10% опрошенных учеников заявили о нарушениях со стороны наблюдателей на ЕГЭ. Фото агентства «Москва»
Всего 22% выпускников, итого – каждый пятый, сдававших ЕГЭ в этом году, заявили, что столкнулись с нарушениями на экзаменах. Таковы данные опроса образовательной компании MAXIMUM Education. По сравнению с прошлым годом количество респондентов, сообщивших о нарушениях, выросло в полтора раза. И это при том, что перед самым экзаменом сообщалось о строгих мерах по его охране.
Еще в 2003 году американские психологи Юди Шерд, Анджела Карбон и Мартин Дик сформулировали факторы, влияющие на склонность студентов к нечестному поведению в рамках учебного процесса. Главную роль, по их мнению, играют недостаток времени для подготовки и проведению испытания, высокий уровень сложности заданий и боязнь неудовлетворительной оценки. Похоже, ЕГЭ все эти риски многократно усиливает.
Согласно исследованию образовательной платформы Skysmart Класс, проведенному в 2021 году, списывают домашнее задание около 78% школьников. Другие данные, проанализированные Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), показывают, что российские студенты, с одной стороны, не одобряют плагиат и списывание (80%), но с другой – хотя бы раз нечестно вели себя сами (50%).
И еще одну любопытную деталь отмечают западные исследователи о русских учащихся. Практически все студенты, с которыми им доводилось сталкиваться, ненавидят «информаторов» (относятся к ним негативно).
Возвращаясь к сегодняшней ситуации в России. В опросе MAXIMUM Education больше всего респондентов (30%) заявили о нарушениях на ЕГЭ по профильной математике, 28% – на обществознании, 25% – на русском, 20% – на английском языке. Реже нарушения замечали на экзаменах по информатике, химии, физике, базовой математике, истории, биологии, литературе и географии.
Каждый второй респондент (49%) заявил, что видел нарушения со стороны учеников (использование шпаргалок и телефонов), каждый четвертый (26%) – со стороны экзаменаторов (подсказки ученикам). 10% заявили о нарушениях со стороны наблюдателей. В большинстве случаев экзаменаторы либо не замечали нарушений, либо ничего не делали для их устранения.
Вообще надо признать, что каждый год у нескольких школьников из разных регионов обнуляют их баллы по ЕГЭ или ОГЭ. Причины для этого разные: у кого-то из-за апелляции на аудиторию, у кого-то из-за ошибки в бланках. Не стал исключением и этот год. Например, в Дагестане 56 школьникам разрешили списывать на экзамене: с телефонов и шпаргалок. К некоторым даже подходили учителя и подсказывали правильный ответ. Вот только организаторы не учли, что в аудитории стоят камеры.
Ситуацию позже разъяснял сам министр образования и науки Дагестана Яхъя Бучаев. Следом вышло заявление пресс-службы Министерства образования и науки республики: «На сегодняшний день количество аннулированных работ на ЕГЭ – 58 из 36 790 выполненных работ, на ОГЭ – 222 работы из 155 559 выполненных работ, выписано 96 протоколов об административных правонарушениях на участников и организаторов экзаменов». Всего обнаружено 280 нарушителей. Глава Дагестана Сергей Меликов поручил отстранить от работы начальника управления образования района. Именно его подразделение, по словам главы республики, допустило ошибку при организации экзамена.
Обычно во все годы возникают жалобы школьников на сложность заданий. Но в этом году «массовый» случай. Правда, речь не о ЕГЭ, а об ОГЭ (экзамен для девятиклассников). В Екатеринбурге сразу 22 ученика 60-й школы завалили ОГЭ по математике, сообщают местные СМИ. Многим не хватило всего одного балла. Оказалось, что это не единственное учебное заведение, где дети не смогли написать экзамены. Таких школ в городе как минимум шесть, и везде десятки учеников, не справившихся с испытанием, в частности с геометрией. Впрочем, официальной статистики пока нет.
Математика всегда вызывает у сдающих особые сложности. Выпускники 2023 года даже создали петицию, в которой обращаются к президенту РФ Владимиру Путину с требованием «пересмотреть критерии перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль) ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ».
Преподаватели, в свою очередь, жалуются обычно на бытовые условия в пунктах проведения экзаменов. Прежде всего поднимается вопрос питания учителей. И проблема существует, возможность питания учителей не предусмотрена процедурой экзамена. Проносить в пункт личные вещи нельзя, выходить из пункта нельзя. А разрешенный шоколад не заменит полноценное питание. Местное начальство отбивается от атак населения.
Федеральное министерство даст оценку прошедшему экзамену позже. Как раз и страсти чуть поутихнут. А так… на экзамене как на экзамене.