Учеба в столичном вузе многими студентами автоматически расценивается как трамплин в более благополучную жизнь. Фото агентства «Москва»
Глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков провел заседание оперативного штаба по проведению приемной кампании 2023/24 учебного года, в том числе с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», на который возлагают большие надежды. Впрочем, «ректорский фактор» министр ценит очень высоко. На руководителей университетов возлагают большую долю ответственности за приемную кампанию. В частности, от них потребуют выполнения обязательств по приему на бюджетные места.
«В этом году мы тщательно рассмотрим не только использование суперсервиса, поскольку никаких проблем на портале, за исключением организационных и сугубо технических аспектов, нами не обнаружено. Однако основной акцент будет сделан на работе вузов и особенно на ректорах, поскольку каждый из них должен нести свою долю ответственности», – объявил министр Фальков на совещании. Как раз эта часть работы для региональных вузов оказывается зачастую самой сложной. Тому есть объективные причины.
Для достижения более высоких темпов развития российской экономики, промышленности прежде всего, необходимо решить вопрос с нехваткой квалифицированных кадров. Среди мер, которые сегодня применяет Минобрнауки РФ для совершенствования подготовки инженерных кадров, Валерий Фальков отметил ежегодный рост бюджетных мест в вузах начиная с 2020 года. В этом году, по его словам, выделено 251 783 места по 23 укрупненным группам специальностей и направлений, которые имеют определяющее значение для технологического и экономического развития России.
Лидерами по количеству бюджетных мест стали «Информатика и вычислительная техника» (почти 50 тыс. мест), «Машиностроение» (более 21 тыс. мест), «Электро- и теплоэнергетика» (почти 20 тыс. мест), «Техника и технологии наземного транспорта» (более 18,5 тыс. мест).
Но эти выделенные места сложно заполнить из-за недостаточно высокого качества подготовки школьников по естественно-математическим наукам. Ну, не выбирают дети для сдачи математику, физику, химию – что с ними поделаешь! Недавно Валерий Фальков напомнил об этом на заседании бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям, где выступил с развернутым докладом. Каждый год происходит сокращение числа школьников, выбирающих для сдачи единого государственного экзамена предметы, необходимые для поступления на направления инженерного профиля. Так, за последние шесть лет число выпускников, сдающих физику, сократилось на 48%, математику – на 33%, биологию – на 25%, химию – на 11%.
Школа, получается, здесь недорабатывает. В итоге бюджетные места есть, абитуриентов с ЕГЭ по математике не хватает, набор затруднен, а ректор несет за прием личную ответственность...
Как мотивировать студентов – способов много. Например, рублем. Валерий Фальков напомнил о двух стипендиях правительства РФ: имени С.П. Королева (для учащихся вузов, имеющих значительные достижения в области инженерного дела) и имени К.А. Валиева (для учащихся, имеющих значительные достижения в области электронной промышленности). А как школьников убедить, что математика дается не только избранным?
В общем, каждый год для региональных вузов время приемной кампании – самое стрессовое: мало того что недостаточно среднеуспевающих школьников, не выбирающих математические дисциплины, так еще и сильные абитуриенты теряют к ним интерес. ЕГЭ дает им выбор.
И учеба в столичном вузе, а также в учебных заведениях, например, Санкт-Петербурга или Казани многими представителями молодежи и их родителями автоматически расценивается как трамплин в более благополучную жизнь. Очевидно, что человек, проучившийся пять лет в Москве, с большой долей вероятности адаптируется к жизни в столице и вряд ли захочет возвращаться в условную Пензу или Саратов.
Напомним, что сразу после вступительной кампании – 2022 многие вузы объявили о недоборе студентов на бюджет. Причем больше всего незакрытых мест оказалось на инженерных и технических направлениях обучения. Пришлось объявлять добор. В итоге сложилась ситуация, при которой в топовые столичные вузы конкурс удалось сформировать, а в региональные университеты на инженерные и технические направления можно было поступить с очень низкими баллами ЕГЭ.
Но ведь это еще и проблемный студент, который может в будущем не потянуть бремя учебы. Причем даже прием в институт откровенно слабых абитуриентов не позволил закрыть некоторым вузам все бюджетные вакансии. Вероятно, что и в нынешнем году подобная ситуация повторится. И если повторится, то… Что будет? Не исключено, что для некоторых высших учебных заведений – полномасштабный аудит.
Валерий Фальков отметил также на заседании, что важной мерой для совершенствования подготовки инженерных кадров, в первую очередь для субъектов России, стали образовательные программы в сетевой форме. Благодаря им региональные вузы объединяются с ведущими университетами страны. По словам министра, эта программа стала своего рода решением проблемы оттока абитуриентов из регионов.
Но это скорее всего тоже лишь паллиативное решение проблемы. Если школы не начнут обеспечивать нормальный уровень образования, то вузы так и не наберут необходимого числа студентов. Кстати, когда-то эту проблему решали с помощью системы дополнительной довузовской подготовки. Старшее поколение помнит, например, такое название «рабфак»… Может, восстановить? Возобновить. Ну, а пока ректоры по указанию министерства несут личную ответственность.