0
10245
Газета Образование Интернет-версия

26.07.2023 17:51:00

Министр Фальков призвал ужесточить прием в магистратуру

В Болонскую систему не верили, когда вводили, а теперь не знают, как приспособить к сегодняшним реалиям

Тэги: минобрнауки, фальков, вузы, пилотный проект, профобразование, уровни, аспирантура, бакалавриат, специалитет, магистратура, прием


минобрнауки, фальков, вузы, пилотный проект, профобразование, уровни, аспирантура, бакалавриат, специалитет, магистратура, прием Фото сайта duma.gov.ru

Пилотный проект по обновлению национальной системы высшего образования реализуется успешно, сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков на заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию.

Напомним, что в соответствии с указом президента Владимира Путина в 2023/24 и 2025/26 учебных годах будет реализован пилотный проект, направленный на изменение уровней профобразования. Он предусматривает два уровня высшего образования – базовое со сроком обучения от четырех до шести лет и специализированное высшее образование, где срок обучения будет варьироваться от года до трех. Также предусматривается установление одного уровня профессионального образования – аспирантуры. Уровень базового высшего образования объединит программы бакалавриата и специалитета. На уровне специализированного образования будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры и программы ассистентуры-стажировки.

На днях министр науки и высшего образования России Валерий Фальков на заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию заявил об успешном тестировании обновленной отечественной системы высшего образования. В предстоящем учебном году пройдет апробация в шести вузах.

До 30 июня все шесть университетов пилотного проекта «утвердили свои уникальные образовательные стандарты», которые переработаны с упором на практическую подготовку. Это запрос общества и работодателей, пояснил министр. О связке с работодателями сказали и ректоры, в частности ректор Московского авиационного института (МАИ) Михаил Погосян и ректор Горного университета (Санкт-Петербург) Владимир Литвиненко. Еще технические вузы выступают за единый подход к подготовке инженеров, который соответствовал бы потребностям рынка труда и решению госзадач. Очевидно, что срок подготовки таких кадров должен быть увеличен до 5,5 и 6 лет, считают они.

Московский педагогический госуниверситет (МПГУ) в рамках «пилота» реализует программу универсального бакалавриата. Она подразумевает, что студент может в течение первых двух курсов выбирать сразу две специальности – основную и дополнительную. Например, «Математика и экономика» или «Начальное образование и английский». По основным специальностям студент получает, с одной стороны, академическое образование (например, по направлению «Фундаментальная физика» или «Социология») и возможность продолжить работу в научной среде. С другой – становится педагогом и получает возможность работать в сфере образования.

Как подчеркнул Фальков, магистратуру необходимо обстоятельно переформатировать. Она, по его мнению, «избыточна для многих карьерных траекторий и должна стать более специализированным направлением в отдельных областях образования и науки». Правила приема в нее следует ужесточить и усовершенствовать. В новой системе ее также планируют разделить на академическую и профессиональную.

Отметим, что магистратура у нас имеет свои особенности, делающие ее отличной от зарубежных. Например, на американскую магистратуру чаще всего поступают уже после карьерного опыта, отработав где-то определенный период времени. И получается, что магистратура в этом случае – осознанный шаг. В нее идут для того, чтобы стать более конкурентоспособным и более квалифицированным. Интересный нюанс: в США, например, нет такой огромной дистанции между профессорами и студентами, как у нас. А больше доступа к преподавателю – больше общения, в том числе и неформального. Поэтому и сессия в таких вузах обычно не пугающая и не стрессовая. Разумеется, научные магистратуры более консервативны, чем прикладные: в них есть и сессия, и оценки, и требования к студентам очень жесткие. Но самое главное – вузы за рубежом часто помогают выпускнику магистратуры с трудоустройством.

С учетом же вышеописанных заявлений Фалькова о магистратуре она по-прежнему выглядит «лишним звеном», которую пытаются хоть как-то пристроить в цепи высшего образования. Помогут ли ей устоять вузы – участники пилотного проекта, пока непонятно. Пилотные технические вузы, а их здесь большинство, похоже, не особенно в ней заинтересованы. Они мечтают об «обновленном» специалитете. Кстати, как выяснилось, и большинство населения в целом. Более 60% россиян считают советскую систему образования с пятилетним специалитетом идеальной для РФ, показал недавний опрос Rambler&Co, на результаты которого ссылается ТАСС. Только 5% респондентов высказались в пользу Болонской системы (бакалавриат + магистратура). 11% респондентов считают, что России необходимо сформировать свой уникальный подход к высшему образованию. 


Читайте также


Технологический прорыв без математики невозможен

Технологический прорыв без математики невозможен

Наталья Савицкая

Правительство задумалось о качестве преподавания одного из основных школьных предметов

0
1164
Будущее образования – быстрые и пластичные форматы взаимодействия

Будущее образования – быстрые и пластичные форматы взаимодействия

Антон Зверев

Отказываясь развивать аспирантуру, общество стреляет себе в ногу

0
1093
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
2507
Приоритеты Госдумы определили избиратели и президент

Приоритеты Госдумы определили избиратели и президент

Иван Родин

В законе о приеме в школы детей мигрантов свяжут защиту семейных ценностей и борьбу с нелегалами

0
2472

Другие новости