Фото сайта duma.gov.ru
Пилотный проект по обновлению национальной системы высшего образования реализуется успешно, сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков на заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
Напомним, что в соответствии с указом президента Владимира Путина в 2023/24 и 2025/26 учебных годах будет реализован пилотный проект, направленный на изменение уровней профобразования. Он предусматривает два уровня высшего образования – базовое со сроком обучения от четырех до шести лет и специализированное высшее образование, где срок обучения будет варьироваться от года до трех. Также предусматривается установление одного уровня профессионального образования – аспирантуры. Уровень базового высшего образования объединит программы бакалавриата и специалитета. На уровне специализированного образования будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры и программы ассистентуры-стажировки.
На днях министр науки и высшего образования России Валерий Фальков на заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию заявил об успешном тестировании обновленной отечественной системы высшего образования. В предстоящем учебном году пройдет апробация в шести вузах.
До 30 июня все шесть университетов пилотного проекта «утвердили свои уникальные образовательные стандарты», которые переработаны с упором на практическую подготовку. Это запрос общества и работодателей, пояснил министр. О связке с работодателями сказали и ректоры, в частности ректор Московского авиационного института (МАИ) Михаил Погосян и ректор Горного университета (Санкт-Петербург) Владимир Литвиненко. Еще технические вузы выступают за единый подход к подготовке инженеров, который соответствовал бы потребностям рынка труда и решению госзадач. Очевидно, что срок подготовки таких кадров должен быть увеличен до 5,5 и 6 лет, считают они.
Московский педагогический госуниверситет (МПГУ) в рамках «пилота» реализует программу универсального бакалавриата. Она подразумевает, что студент может в течение первых двух курсов выбирать сразу две специальности – основную и дополнительную. Например, «Математика и экономика» или «Начальное образование и английский». По основным специальностям студент получает, с одной стороны, академическое образование (например, по направлению «Фундаментальная физика» или «Социология») и возможность продолжить работу в научной среде. С другой – становится педагогом и получает возможность работать в сфере образования.
Как подчеркнул Фальков, магистратуру необходимо обстоятельно переформатировать. Она, по его мнению, «избыточна для многих карьерных траекторий и должна стать более специализированным направлением в отдельных областях образования и науки». Правила приема в нее следует ужесточить и усовершенствовать. В новой системе ее также планируют разделить на академическую и профессиональную.
Отметим, что магистратура у нас имеет свои особенности, делающие ее отличной от зарубежных. Например, на американскую магистратуру чаще всего поступают уже после карьерного опыта, отработав где-то определенный период времени. И получается, что магистратура в этом случае – осознанный шаг. В нее идут для того, чтобы стать более конкурентоспособным и более квалифицированным. Интересный нюанс: в США, например, нет такой огромной дистанции между профессорами и студентами, как у нас. А больше доступа к преподавателю – больше общения, в том числе и неформального. Поэтому и сессия в таких вузах обычно не пугающая и не стрессовая. Разумеется, научные магистратуры более консервативны, чем прикладные: в них есть и сессия, и оценки, и требования к студентам очень жесткие. Но самое главное – вузы за рубежом часто помогают выпускнику магистратуры с трудоустройством.
С учетом же вышеописанных заявлений Фалькова о магистратуре она по-прежнему выглядит «лишним звеном», которую пытаются хоть как-то пристроить в цепи высшего образования. Помогут ли ей устоять вузы – участники пилотного проекта, пока непонятно. Пилотные технические вузы, а их здесь большинство, похоже, не особенно в ней заинтересованы. Они мечтают об «обновленном» специалитете. Кстати, как выяснилось, и большинство населения в целом. Более 60% россиян считают советскую систему образования с пятилетним специалитетом идеальной для РФ, показал недавний опрос Rambler&Co, на результаты которого ссылается ТАСС. Только 5% респондентов высказались в пользу Болонской системы (бакалавриат + магистратура). 11% респондентов считают, что России необходимо сформировать свой уникальный подход к высшему образованию.