0
6532
Газета Образование Интернет-версия

02.08.2023 20:39:00

Университетам по-прежнему нужны соревнования

Ректор МГУ призывает зарубежье принимать участие в московском международном рейтинге, который не зависит от политической конъюнктуры

Тэги: мгу, садовничий, московский международный рейтинг, три миссии, университеты, африка


мгу, садовничий, московский международный рейтинг, три миссии, университеты, африка В некоторых вузовских рейтингах важным показателем считается трудоустройство выпускников. Фото агентства «Москва»

Ректор МГУ Виктор Садовничий призвал университеты африканских стран присоединиться к московскому международному рейтингу «Три миссии университета». Ректор напомнил, что в шестом выпуске рейтинга, который вышел летом 2022 года, представлены 1800 университетов из 102 стран. Рейтинг предусматривает ранжирование участников по качеству образования, уровню научной работы, а также по вкладу университетов в жизнь общества. Особенность «Трех миссий», по мнению ректора, в том, что рейтинг опирается «исключительно на объективные показатели и никак не зависит от политической конъюнктуры».

Для составления «Трех миссий» используются объективные критерии, одобренные международными экспертами; репутационные опросы полностью исключены, сообщает сайт рейтинга. И помимо традиционных миссий университета (образование, наука) рейтинг учитывает также третью – полезность университета для своей страны. В рейтинге «Трех миссий» за 2022 год по числу университетов Россия заняла третье место и уступила только США и Китаю. В странах материковой части Европы лучшей оказалась Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (11-е место). В Азии наиболее сильны позиции Токийского университета (12-е место) и Пекинского университета (14-е место). Среди российских вузов лучшим назван МГУ им. М.В. Ломоносова (18-е место). Первые места в Австралии и Океании занял Университет Мельбурна (43-е место), в Латинской Америке – Национальный автономный университет Мексики (106-е место), в Африке – Университет Кейптауна (157-е место).

Еще рейтинг 2022 года показал: наибольшее количество лучших вузов мира расположено в странах Европы – это 593 университета, или почти треть публикуемого списка (лидеры макрорегиона – Великобритания и Германия, 108 и 74 вуза соответственно). На долю Азии в этом году пришлось почти 30% лучших вузов планеты – 539 университетов. Северная Америка по этому параметру лишь третья – 15,9%. Доля России – 8,1%, ее показатель превышает суммарный результат по университетам Южной и Центральной Америки (7,2%).

Для сравнения: международный рейтинг лучших университетов мира QS World University Ranking 2023 ключевыми параметрами, по которым формируется рейтинг, называет академическую и образовательную составляющие, количество иностранных студентов, квалификацию выпускников на рынке труда, количество научных публикаций. В этом году впервые в рейтинг включены вузы из Армении: Российско-армянский университет и Ереванский государственный университет. Они заняли в рейтинге 801–1000-е места. Сам МГУ им. М.В. Ломоносова занял 75-е место, став лучшим российским вузом и единственным представителем в топ-100.

По мнению западных аналитиков, результаты международных рейтингов показывают, что серьезный недостаток наших университетов – низкий по глобальным меркам уровень финансирования. В то же время Россия превосходит зарубежных соперников по успешности выступления студентов на международных олимпиадах и по количеству онлайн-курсов.

Некоторые зарубежные рейтинги, согласно аналитическому докладу о рейтингах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), придают большой вес такому фактору, как репутация вуза, другие переходят к оценке параметров, которые очень трудно объективно измерить и сравнить (качество и характер обучения, успешность выпускников на рынке труда и пр.).

Ссылаясь на исследование, проведенное специалистом в этой области профессором Эллен Хэйзелкорн, аналитики ВШЭ отмечают, что рейтинги «стали драйвером принятия решений в сфере высшего образования на институциональном и национальном уровнях». Это происходит в странах с совсем разной академической и образовательной культурой, например в России, Китае и Австралии. Отталкиваясь от рейтингов, вузы и государственные органы управления задают стратегические цели и оценивают успешность их реализации. Рейтинги влияют на выбор университета студентами и профессорами и на выбор потенциальных партнеров для международного сотрудничества.

ВШЭ ссылается на опрос Европейской ассоциации университетов (EUA). Он показал, что 47% вузов в своей стратегии сформулировали ясную цель в виде места в международных рейтингах, еще 14% – только в национальных рейтингах. 86% вузов постоянно отслеживают свои позиции в рейтингах. Но… при разнообразии выбора стратегий продвижения в рейтингах, считают аналитики, все зависит от продуманности и реалистичности будущих шагов. Для участия в западных рейтингах университет все-таки должен постараться соразмерить свои возможности. «Если у вас много денег, ресурсов и возможностей, то… что вас останавливает?» – задается вопросом Хэйзелкорн.

А вообще чтобы быть успешным, университету нужно определить несколько своих точек превосходства и глубоко копать именно в них. Таков общий совет рейтингодателей. 


Читайте также


Наука ждет новых героев

Наука ждет новых героев

Владимир Полканов

Абитуриентам помогают в выборе будущей специальности

0
1844
Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Новосибирские физматовцы следят за дыханием

Владимир Полканов

Чему учат старшеклассников вузовские профессора

0
1592
Школа юных дарований

Школа юных дарований

Владимир Полканов

В специализированных центрах при университетах детей готовят к научной карьере

0
1510
Ставропольские школьники ставят опыты на автомобилях

Ставропольские школьники ставят опыты на автомобилях

Владимир Полканов

Юных исследователей обучают преподаватели Северо-Кавказского федерального университета

0
1741

Другие новости