0
6502
Газета Образование Интернет-версия

02.08.2023 20:39:00

Университетам по-прежнему нужны соревнования

Ректор МГУ призывает зарубежье принимать участие в московском международном рейтинге, который не зависит от политической конъюнктуры

Тэги: мгу, садовничий, московский международный рейтинг, три миссии, университеты, африка


мгу, садовничий, московский международный рейтинг, три миссии, университеты, африка В некоторых вузовских рейтингах важным показателем считается трудоустройство выпускников. Фото агентства «Москва»

Ректор МГУ Виктор Садовничий призвал университеты африканских стран присоединиться к московскому международному рейтингу «Три миссии университета». Ректор напомнил, что в шестом выпуске рейтинга, который вышел летом 2022 года, представлены 1800 университетов из 102 стран. Рейтинг предусматривает ранжирование участников по качеству образования, уровню научной работы, а также по вкладу университетов в жизнь общества. Особенность «Трех миссий», по мнению ректора, в том, что рейтинг опирается «исключительно на объективные показатели и никак не зависит от политической конъюнктуры».

Для составления «Трех миссий» используются объективные критерии, одобренные международными экспертами; репутационные опросы полностью исключены, сообщает сайт рейтинга. И помимо традиционных миссий университета (образование, наука) рейтинг учитывает также третью – полезность университета для своей страны. В рейтинге «Трех миссий» за 2022 год по числу университетов Россия заняла третье место и уступила только США и Китаю. В странах материковой части Европы лучшей оказалась Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (11-е место). В Азии наиболее сильны позиции Токийского университета (12-е место) и Пекинского университета (14-е место). Среди российских вузов лучшим назван МГУ им. М.В. Ломоносова (18-е место). Первые места в Австралии и Океании занял Университет Мельбурна (43-е место), в Латинской Америке – Национальный автономный университет Мексики (106-е место), в Африке – Университет Кейптауна (157-е место).

Еще рейтинг 2022 года показал: наибольшее количество лучших вузов мира расположено в странах Европы – это 593 университета, или почти треть публикуемого списка (лидеры макрорегиона – Великобритания и Германия, 108 и 74 вуза соответственно). На долю Азии в этом году пришлось почти 30% лучших вузов планеты – 539 университетов. Северная Америка по этому параметру лишь третья – 15,9%. Доля России – 8,1%, ее показатель превышает суммарный результат по университетам Южной и Центральной Америки (7,2%).

Для сравнения: международный рейтинг лучших университетов мира QS World University Ranking 2023 ключевыми параметрами, по которым формируется рейтинг, называет академическую и образовательную составляющие, количество иностранных студентов, квалификацию выпускников на рынке труда, количество научных публикаций. В этом году впервые в рейтинг включены вузы из Армении: Российско-армянский университет и Ереванский государственный университет. Они заняли в рейтинге 801–1000-е места. Сам МГУ им. М.В. Ломоносова занял 75-е место, став лучшим российским вузом и единственным представителем в топ-100.

По мнению западных аналитиков, результаты международных рейтингов показывают, что серьезный недостаток наших университетов – низкий по глобальным меркам уровень финансирования. В то же время Россия превосходит зарубежных соперников по успешности выступления студентов на международных олимпиадах и по количеству онлайн-курсов.

Некоторые зарубежные рейтинги, согласно аналитическому докладу о рейтингах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), придают большой вес такому фактору, как репутация вуза, другие переходят к оценке параметров, которые очень трудно объективно измерить и сравнить (качество и характер обучения, успешность выпускников на рынке труда и пр.).

Ссылаясь на исследование, проведенное специалистом в этой области профессором Эллен Хэйзелкорн, аналитики ВШЭ отмечают, что рейтинги «стали драйвером принятия решений в сфере высшего образования на институциональном и национальном уровнях». Это происходит в странах с совсем разной академической и образовательной культурой, например в России, Китае и Австралии. Отталкиваясь от рейтингов, вузы и государственные органы управления задают стратегические цели и оценивают успешность их реализации. Рейтинги влияют на выбор университета студентами и профессорами и на выбор потенциальных партнеров для международного сотрудничества.

ВШЭ ссылается на опрос Европейской ассоциации университетов (EUA). Он показал, что 47% вузов в своей стратегии сформулировали ясную цель в виде места в международных рейтингах, еще 14% – только в национальных рейтингах. 86% вузов постоянно отслеживают свои позиции в рейтингах. Но… при разнообразии выбора стратегий продвижения в рейтингах, считают аналитики, все зависит от продуманности и реалистичности будущих шагов. Для участия в западных рейтингах университет все-таки должен постараться соразмерить свои возможности. «Если у вас много денег, ресурсов и возможностей, то… что вас останавливает?» – задается вопросом Хэйзелкорн.

А вообще чтобы быть успешным, университету нужно определить несколько своих точек превосходства и глубоко копать именно в них. Таков общий совет рейтингодателей. 


Читайте также


Высшее профобразование – за два года

Высшее профобразование – за два года

Елена Герасимова

Университеты начинают апробацию экспериментальных моделей обучения

0
1786
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2291
Франция усиливает защиту от нелегалов

Франция усиливает защиту от нелегалов

Данила Моисеев

Часть соискателей убежища вместо заморского департамента страны попадут в Конго

0
3043
Профессия «исследователь»

Профессия «исследователь»

Владимир Полканов

О пользе наглядных методов изучения болезней и движущей силе химических реакций

0
15068

Другие новости