Гиперподключенными можно назвать 80% ребят 12–14 лет. Фото с сайта www.freepik.com
Как показывают исследования, многие подростки проводят в интернете половину своего периода бодрствования. В профессиональной среде психологов их называют гиперподключенными. Сегодня таких детей среди подростков почти 80%, считает доктор психологических наук, профессор Галина Солдатова.
Поступающие данные зачастую противоречивы. Вдобавок еще и ситуация меняется очень быстро. Но все-таки есть факторы, полагает Галина Солдатова, позволяющие в целом охарактеризовать детей от 6 до 16 лет. К таким факторам психологи относят пользовательскую активность, доступ к интернету и технологическую насыщенность среды.
Среди пользующихся интернетом детей особо выделяются подростки, которые проводят там половину времени своего бодрствования. Их называют гиперподключенными. Профессор Солдатова приводит цифры: среди подростков 12–14 лет таких уже до 80%. Длительное пребывание в онлайн-среде размывает у таких детей границы между виртуальной реальностью и реальной жизнью. С одной стороны, у них та реальность, в которой они все время «на связи». И есть другая, в которой они успевают решать бытовые, учебные и другие задачи.
У исследователей есть понятие «техносистема», которое включает интернет-платформы, гаджеты и прочее технологическое оснащение. И эта техносистема, отмечают ученые, очень изменила экосистему. Она потеснила, в частности, то место, которое традиционно принадлежало родителям.
И эти изменения выводят ребенка за пределы существующих норм. В тех нормах все было понятно, все знали, к чему готовить ребенка. А сегодня возникла другая ситуация. Между тем исследования показывают, что гиперподключенные дети оказались в рамках прежних норм психологического развития. И они неминуемо начинают из этих норм выпадать.
Мы находимся в разнополярном мире: от технофобов и цифровых нигилистов до тех, кто не против чипироваться и благодаря технологическим успехам усовершенствоваться. Как не вспомнить персоноидов из романов Станислава Лема. У него это абстракции функций человеческого разума; они живут в компьютерах, им не нужно никакое человекоподобное физическое тело.
Профессор Солдатова напоминает, что цифровое благополучие определяет сегодня благополучие ребенка. По ее мнению, это способствует формированию нового антропологического типа человека цифрового общества: «подключенного, технологически достроенного, с цифровой социальностью, обитающего в смешанной киберфизической реальности и с новой планкой оценки своего благополучия».
Это очень хорошо видно на примере того, как изменилось повседневное пользование человеческой памятью. Изменились буквально все виды памяти: пространственная (водители пользуются навигатором), визуальная, коллективная, автобиографическая (ребенок рождается, родители все документируют на фото и видео)… Выросло все это из феномена трансактивной памяти (объединенная память двух и более человек). Автор термина – американский психолог Дениэл Вегнер. Согласно его теории, групповая память более эффективна, чем память каждого из членов этой группы в отдельности, в соответствии с принципом синергии.
Трансактивная память позволяет людям хранить и использовать общие знания. Сегодня поисковым системам и различным облачным хранилищам люди фактически передоверяют (делегирует) часть информации, не стараясь ее сохранить в своей голове.
Еще одна особенность нашего времени – феномен многозадачности. Например, когда берут на работу, то обязательно спросят соискателя на вакантное место, может ли он работать многозадачно. Этим заинтересовались ученые и решили выяснить, сколько людей обладают такой способностью. Исследование ученых показало, что 70% детей не способны к многозадачности, рассказала Галина Солдатова. При этом они изо всех сил пытаются быть многозадачными. Делают уроки и тут же смотрят видео, отвечают друзьям в соцсети и т.д.
Если мир меняется, а взрослые не дают ребенку способы разрешения возникающих противоречий, то дети сами находят эти решения, считает Галина Солдатова. Сами ищут, как жить в мире многозадачности, как справляться с информационной перегрузкой и ограниченными возможностями своих когнитивных функций.
Один из важных практических вопросов – сколько времени можно ребенку заниматься интернет-серфингом. «Правило Златовласки» – концепция, согласно которой люди предпочитают не бросаться в крайности и выбирают «золотую середину», подходящую именно им, – помогло Галине Солдатовой и ее коллегам выйти на следующие обобщения.
Действительно, вместо того чтобы пойти погулять, ребенок общается в соцсетях. И это время невосполнимо. Есть ли золотая середина – время, которое ребенку будет в самый раз. Ученые изучили группы молодых людей, которые много, мало и умеренно сидят в интернете. Оказалось, что когнитивные функции лучше развиты у последней группы.
Ученые смогли установить это время пребывания ребенка в интернете. До двух лет – максимально без интернета. С трех до пяти – можно постепенно включать гаджет. А в пять–семь лет можно дать ребенку время позаниматься в интернете, но исключительно с родителями. Причем интернет не в качестве цифровой няни, а исключительно для развития ребенка. От одного до трех часов, включая школу. Для подростков не более четырех часов в сутки.
Но заметим, что все эти цифры были получены до 2019 года. Так что все еще может сильно измениться.