На фото Александр Чередник. Фото сайта rubinst.ru
Если с кем и разговаривать о проблемах школьного образования, так это с тем, кто отдал этому образованию всю жизнь и добился многого, полезного для страны. Таков Александр ЧЕРЕДНИК, который работает в системе образования в России уже более 40 лет. За его плечами опыт школьного учителя химии, создателя и руководителя одного из лучших лицеев в стране, сотни выпускников. А сегодня, будучи идеологом образовательной программы Фонда Андрея Мельниченко, он занимается развитием сети центров детского научного и инженерно-технического творчества в глубинке России. Он совершенно точно знает, каковы цели школьного образования сегодня и что надо делать, чтобы возродить русскую школу, которая всегда вызывала зависть в остальном мире. Об этом – и разговор с журналистом Любовью СТРЕЛЬНИКОВОЙ.
– Александр Михайлович, есть очень простой вопрос, который многих ставит в тупик, – зачем ребенок ходит в школу 11 лет? Что мы хотим получить на выходе?
– Это очень важный вопрос, потому что он задает образованию цель, без которой движение вперед невозможно. Ответ простой – нам нужен высококультурный, образованный человек и патриот. Что такое патриот? Это человек, любящий свою малую и большую родину и готовый за нее отдать жизнь. Он понимает, что здесь его дом. И насколько хорошо будет в доме, зависит от него самого.
Что значит высококультурный? Это эмоционально зрелый человек, который знает и понимает правила общежития, у которого сформированы навыки адаптации в обществе. Я имею в виду уважительное отношение к людям и традициям предков. Мне нравится, как известный философ и культуролог Клод Леви-Стросс сформулировал, что такое культура. Культура – это искусственная система ограничений, накладываемая на естественное поведение человека.
Что значит высокообразованный? Выпускник школы должен знать основы наук, прежде всего естественных и математических, и общественных. И это должен быть не просто набор знаний, а система знаний, благодаря которой ему открылась научная картина мира. Именно она поможет ребенку в будущем стать настоящим профессионалом в любой области, а не узким специалистом, которые малоэффективны для технологического прорыва – они просто ничего не смогут сделать для развития страны.
– Как вы думаете, а государство ставит задачи среднему образованию, исходя из своих потребностей и интересов?
– Это обязательно надо делать. Только цели должны быть правильные. В России в начале 90-х перед системой образования были поставлены такие задачи, благодаря достижению которых из нескольких поколений молодежи выращены «квалифицированные потребители». Они имеют в большинстве своем крайне слабое представление об окружающем мире, своей стране, ее истории и культуре. А система образования практически превращена в сферу услуг по типу торговли и общественного питания.
– И все же чему должна школа научить ребенка? Что здесь самое главное?
– Важно научить ребенка думать. А что значит думать? Это уметь находить причинно-следственные связи, закономерности, прогнозировать последствия тех или иных событий, создавать новое знание. Какие же предметы из школьной программы больше всего развивают этот ценнейший навык «думать»? Ответ очевиден – прежде всего математика, физика, химия, русская и зарубежная литература, история. Если в мозге информации нет или она поверхностна и не систематизирована, то ею трудно воспользоваться в нужный момент, и мозг реализовать функцию мышления не сможет. Поэтому прежде всего школа должна закладывать крепкие основы наук, описывающие окружающий мир, общество и отношения между людьми. Без этого никакие университеты ничего сделать не смогут.
– Бытует мнение, что учиться и что-то заучивать незачем, бессмысленно, потому что вся информация есть в интернете.
– Но если у вас в голове нет фундаментальной базы знаний, то вы даже не сможете правильно сформулировать поисковый запрос. Как ни крутись, но никуда не уйти ни от таблицы умножения, ни от букв в алфавите, ни от знаков химических элементов. Есть определенный объем фактологии, который ребенок должен усвоить и знать, как дважды два. Иначе, если мозг пуст и чист, ребенок не научится думать.
Тут есть еще одна проблема – нынешние федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они либо делают невозможным усвоение этого обязательного, критического объема фактических знаний просто потому, что недостаточно учебных часов в школе по ключевым предметам, о которых мы говорили. Либо создают поверхностную и ложную картину мира, потому что учителю, чтобы эти ФГОС выполнить, неизбежно приходится «скакать по верхушкам», то есть давать представление обо всем и ни о чем. В результате ребенок получает смутное, расплывчатое знание.
– А что касается учебных планов? Сколько должно быть уроков в день?
– Очень важный вопрос. Не должно быть пятидневки в школе, это не разгружает детей, а наоборот – нагружает, причем нерационально. Дети должны учиться шесть дней в неделю, и каждый день – по шесть-семь уроков. Это совершенно адекватные нагрузки для ребенка. Не припомню, чтобы кто-то из школьников в СССР умер от непосильной нагрузки в школе. И, кстати, прежние поколения в смысле хронических соматических и психических заболеваний были значительно крепче и здоровее, чем сейчас. Пятидневка в школе сделана не в интересах ребенка, а для удобства родителей и по их пожеланию.
– Кто должен определять содержание предметов? Нужен ли единый учебник? Кто должен его писать?
– Обязательно должны быть единые учебные программы и единые учебники. И должны быть программы и учебники для специализированных школ. Здесь возможна некоторая свобода, некий дополнительный набор учебников – под разный уровень сложности.
Впрочем, учебники не панацея. Главное – учебная программа, содержание образования. Она должна быть единой. При нынешней мобильности, когда семьи переезжают из города в город и ребенок вынужден менять школы, у него не должно быть никаких проблем при таких переходах, когда он просто не понимает, о чем речь на уроках. Единый учебник – это единое образовательное пространство, а значит – государственная безопасность.
– Функцию воспитания, на ваш взгляд, надо вернуть школе?
– Образование – это обучение плюс воспитание. Это неразрывный процесс. И как мы видим, судя по результатам работы современной школы, эта формула вполне работает как в плюс, так и в минус.
В Российской империи и Советском Союзе существовали прекрасные системы воспитания. В СССР была создана, с моей точки зрения, лучшая система Макаренко. До сих пор лучше ее в мире нет и не будет, потому что Макаренко понял социальную природу человека и нащупал само естество воспитания через коллектив. И шел от практики и деятельности, без которой человек не может жить и развиваться.
– Что вы думаете о концепции замены учителя искусственным интеллектом?
– Никакая машина никогда не сможет заменить учителя. Машина может облегчить труд учителя, но не более того. Современные технологии для образования никто не отрицает, если они помогают учителю нагляднее, доступнее подавать материал. Но вот только не надо в очередной раз абсолютизировать технологии и превращать технические средства в методы обучения. Методы в образовании закладывались и оттачивались тысячелетиями. Семья, детский сад, школа – вот где человек формируется. Более всего на ребенка влияют родитель и школьный учитель. Пришли несформировавшиеся души, и учитель может слепить из них что угодно.
– Поэтому роль учителя абсолютно судьбоносная?
– Конечно. То, каким будет общество, каким будет каждый человек – любит он родину или не любит, ориентируется он в мире или не ориентируется, это будущий преступник или достойный член общества, – определяется в большой мере школьным учителем. Поэтому если государство не ставит перед школой задачи формирования ответственного, мыслящего гражданина, не создает учителю благоприятные условия, чтобы у него были развязаны руки, то оно обречено.