Победитель конкурса «Директор года» Павел Терехов развивает свой управленческий проект «Рейтинг педагогической силы». Фото с сайта www.edu.gov.ru
В Госдуме РФ предложили министру просвещения РФ Сергею Кравцову установить процедуру, при которой утверждать директором школы можно только кандидата, которого поддержали 75% педагогического состава учебного заведения.
«По данным Российской академии образования, от 17 до 52% молодых учителей увольняются из школ в первые пять лет после начала работы. Одной из причин этого также становится некомпетентность администрации школы», – уверяют авторы пояснительной записки. Исправить данную проблему поможет более широкое вовлечение педагогов в процесс назначения директора школы. Авторы предложения считают, что утверждаемый кандидат должен продемонстрировать свои административные навыки, исполняя обязанности директора школы в течение двух месяцев. После этого педагогический коллектив будет иметь достаточно оснований для того, чтобы одобрить или отклонить кандидатуру нового директора.
Кто они, директора школ? Те, кто следит за сменой руководства в ведущих вузах страны, уже заметили, что ректорский корпус заметно омолодился. Невозможно сказать, охватила ли эта тенденция школьные коллективы… Эмпирические данные и наблюдения показывают, что наиболее продуктивными директорами становятся те, кто принял на себя руководство школой в возрасте от 35 до 45 лет. К этому времени человек уже имеет профессиональные достижения и свой уникальный опыт, он стабилен в отношениях с коллегами и вышестоящим руководством.
Если бросить взгляд в историю педагогики, то выдающемуся педагогу Антону Макаренко было около 35, когда он стал руководителем воспитательной колонии для трудных детей. А Александру Сухомлинскому было даже меньше 35, когда он возглавил школу в Павлыше и начал эксперимент длиною в жизнь, обогативший в конечном счете всю мировую науку педагогику.
Сегодня тоже много молодых директоров. Многие пришли в руководство школ из учителей. Павел Терехов – победитель конкурса «Директор года – 2022», который организует Минпросвещения РФ, почти два десятка лет преподавал школьникам математику. Но в какой-то момент стал ощущать профессиональное выгорание. Нашел управленческую образовательную магистратуру в одном из университетов, окончил ее и стал директором школы. Развивает теперь свой управленческий проект «Рейтинг педагогической силы». Рейтинг составляется на основе заработанных каждым учителем баллов. По мнению директора, это очень мотивирует учителей.
Но вот парадокс: если в конкурсе директоров участвует много мужчин, то в среднем 77% школьных руководителей – это женщины. Наибольшая доля женщин среди руководителей школ – в мегаполисах (почти 81%), в городах – более 78%, в сельских поселениях – 71,4%. Хотя в последние годы количество учителей-мужчин значительно возросло.
Согласно официальным данным, портрет среднестатистического директора школы выглядит так. Это женщина 35–55 лет, имеющая высшее педагогическое образование и общий стаж работы более 20 лет, которая работает на полную ставку в государственной школе, расположенной в сельской местности, совмещая управленческую деятельность и учительскую. Практически все директора школ в России имеют высшее образование. Но, увы, не все имели возможность пройти вузовскую подготовку по управлению школой. Хотя переподготовку в области менеджмента в образовании имеют все.
Очень часто учителя жалуются, что директор школы совершенно не хвалит своих педагогов, при этом активно их распекает за малейшую оплошность. Отмечают, что руководители не встают на сторону учителя во время конфликта учителя с родителями. Бывает такое, что руководитель выстраивает дистанцию в отношениях с педагогами школы. И учителя не могут подойти к директору и решить свой вопрос оперативно.
Продвинутые учителя, а таких сегодня все больше, часто ругают своих директоров и за то, что те не ставят перед коллективом амбициозных задач. В результате учителя не видят «образов результата» и им не озвучивают критерии для их достижения.
В идеале директор должен бы обучиться в магистратуре или пройти профессиональную переподготовку по менеджменту, экономике, муниципальному и государственному управлению, управлению персоналом. Но, как уже говорилось выше, не все директора имеют такую подготовку.
Пока же для занятия позиции директора общеобразовательного учреждения требуется стаж работы на руководящих или педагогических должностях в школах, детских садах и центрах развития ребенка не менее пяти лет. Ему, как руководителю, необходимо пройти четыре обязательных курса: по ГО ЧС; по охране труда; по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. Все эти курсы для директора школы необходимо проходить один раз в пять лет.
Надо полагать, что голосование в коллективах при назначении на должность вызовет немало обсуждений в учительских. И, надо полагать, не везде это будет проходить гладко.