Лотта Эдхольм, министр по делам школ Швеции, сделала выводы из мнения экспертов о том, что цифровые инструменты скорее ухудшают, чем улучшают качество образования. Кадр из видео с канала правительства Швеции на YouTube
В шведских школах отказываются от «гиперцифрового подхода» и возвращаются к бумажным книгам. Агентство Associated Press сообщает, что Министерство по делам школ проинформировало, что собирается полностью прекратить цифровое обучение детей в возрасте до шести лет.
Как пишет английское издание The Guardian, инициатором возврата к бумажным книгам и тетрадям стала министр по делам школ Швеции Лотта Эдхольм. В августе она объявила, что правительство готово отменить решение Национального агентства по образованию об обязательном использовании цифровых устройств в дошкольных учреждениях.
Одновременно с министерством школ Швеции выступил и Каролинский институт. Это один из крупнейших медицинских университетов в Европе. В своем заявлении о Национальной стратегии страны в области цифровизации образования он заявил, что «есть четкие научные доказательства того, что цифровые инструменты скорее ухудшают, чем улучшают качество обучения… Мы считаем, что фокус внимания должен вернуться к получению знаний с помощью печатных учебников и опыта учителей, а не к приобретению знаний в первую очередь из свободно доступных цифровых источников, точность которых не была проверена».
В свете этих событий правительство Швеции собирается отменить свое же решение о выдаче планшетов всем учащимся начиная с детского сада. Кроме того, на закупку книг для школ в этом году планируют потратить 685 млн крон (61,68 млн долл.).
Это все очень интересно слышать, тем более что совсем недавно в той же Швеции открыто заявляли: стандартные средства обучения будут отходить на второй план. Дети будут набирать тексты на компьютерах, и этот навык им будет нужнее, чем навык письма от руки. Прогнозировалось, что и рисовать дети будут на планшетах, используя различные программы.
В России, как и во всем мире, цифровизация общего и профессионального образования целенаправленно развивается уже несколько лет. С 2019 года в стране реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Среди его задач – оснащение учебных заведений современным оборудованием, развитие цифровых сервисов и образовательных материалов, помогающих ученикам получать необходимые знания.
Кстати, в 2020 году Роспотребнадзор выпустил рекомендации, согласно которым рюкзак ученика 7–8-х классов должен весить не более 3,5 кг вместе с учебниками, тетрадями и пеналом. На самом деле даже рюкзак первоклассника весит значительно больше, чем рекомендует Роспотребнадзор. Многие, наверное, не раз наблюдали картину, когда портфель школьника, напрягая мускульную силу, несет сопровождающий его взрослый. А вот если в рюкзак положить не учебники, а планшет, их заменяющий, то он будет весить даже меньше указанной нормы. К тому же на планшет уже давно можно скачать официальные цифровые версии учебных пособий. Их издательства выпускают в сопровождение к выходящим учебникам.
Конечно, такая ситуация действует на мнение родителей в пользу гаджетов. И надо полагать, что многие семьи уже готовы сдаться и махнуть рукой на традиции. Да и 88% российских детей в возрасте от 7 до 10 лет имеют собственный смартфон или планшет, свидетельствует исследование, организованное «Лабораторией Касперского».
Но, оказывается, всегда остается возможность вот так одним волевым решением отменить планшеты и оставить бумажные носители. Вполне вероятно, пройдет время, и чистописание в школах за рубежом появится. Кстати, обращали ли вы внимание, насколько красиво пишут до сих пор люди старшего поколения? Такой почерк помогали выработать перьевая ручка и тетрадка в косую линейку, которые сегодня в магазинах так просто не найти. И уроки чистописания в младшей школе проходили с той же регулярностью, что и уроки чтения.
Нейролингвист, доктор биологических наук Татьяна Черниговская напомнила всем об огромном значении письма рукой. «Пишет рука, а на самом деле пишет наш мозг: какую команду он пошлет, то и будет происходить, – поясняет ученый. – И рука в этом смысле является продолжением мозга. Даже есть такой термин (он, правда, касается произведения искусства, рисования) – «умная рука» или «мыслящая рука». Письмо – это мелкая моторика: тренируя руку, мы тренируем мозг, а именно те области мозга, где одновременно и моторика для руки, и моторика для произношения. Это особенно важно для маленьких».
Высокоразвитый человек должен уметь делать сложные вещи, которые требуют максимального мозгового напряжения. «Хотим остаться высшим видом на Земле, – вопрошает Черниговская, – значит мы должны уметь красиво писать, уметь сочинять прозу и стихи, играть на музыкальных инструментах, доказывать теоремы».