Непрерывность сопровождения, комплексный подход, мультидисциплинарность – ключевые правила в работе классных воспитателй. Фото Дмитрия Феоктистова/PhotoXPress.ru
Как уверяют беспристрастные арбитры, лучшая служба поддержки российских детей организована в Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес Санкт-Петербурга. По образу и подобию этой, можно сказать, футуристической системы (родом она из Бельгии) 14 районов Ленинградской области плюс 18 в самом Питере обзавелись ППМСЦ – центрами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учеников. Эффективность такого рода центров определяется просто – числом посещений ППМСЦ (консультации, занятия, тренинги) детьми в течение года.
И все же, на мой взгляд, опыт Ельца – еще более древнего города на берегах реки с поэтичным названием Быстрая Сосна – впечатляет не меньше. Принятый в 11-й гимназии семейный дух доверия и юмора располагает с первого шага по школе.
Просто делюсь увиденным, анализирую, сопоставляю... Первое впечатление: в городе на Неве бельгийская модель (автор является ее многолетним поклонником), при всех ее плюсах, заставляет вспомнить административный офис. В кабинетах днями напролет дежурят врач, психолог, дефектолог – ждут телефонного сигнала от родителей. Либо встречают ученика, решившегося по совету классной дамы совершить визит в ППМСЦ.
Сопоставить опыт этих двух гимназий, столь далеких друг от друга (в том числе географически), непросто. Но если на то пошло, то у ельчан, похоже, дело поддержки младшего поколения организовано ближе к заказчику. Кроме привычной триады классный руководитель – медик – психолог, о гимназистах здесь заботятся 20 (!) ОКВ – освобожденных от уроков классных воспитателей.
Два десятка наставников-универсалов обслуживают самый сложный период ученичества – с 5-го по 9-й класс. Мудрая тактика! «А у нас, – грустит коллега из соседней гимназии, – один психолог на 980 детских душ. Как в такой массе человека разглядеть?»
Эту головоломку еще предстоит решать. Плюс ко всему – 300 из 1000 учеников воспитываются в неполных семьях. Понятно же, что человека мало разглядеть в шумной толпе учеников, спешащих в классы. «Его необходимо полюбить. Он хорошеет, ума набирается только в любви – целевой, лично ему адресованной», – настаивает свободный воспитатель Анна Чукардина.
«Был у меня семиклассник Слава. Мы на цыпочках ходили: ему слово – он десять в ответ. Такие кренделя выпекал, что только держись. Думали, нервы. И повела я его по врачам», – рассказывает Анна Чукардина. Оказалось, у Славы киста головного мозга. Мало того, она пульсирует. Еле спасли. «А если б мы со всей «разумной требовательностью» гнали его к знаниям, учили жизни вместо срочной операции – уберегли бы?» – размышляет педагог.
В те дни весь школьный коллектив держался... на одном ученике! Все спрашивали о его здоровье, с этого консилиума начинался день на всех уроках. Интересно получается: воспитатель поддерживала одного лишь Славу, а он – благодаря эффекту бумеранга – весь состав гимназии питал высоким духом сопричастности и сближал. Вот какие чудеса бывают в педагогике, когда она занимает сторону ребенка.
«В школе нас неслучайно зовут «мамочками». Мать всегда с тем, кому нужней», – предупреждает мой вопрос тьютор Ирина Чаплыгина. Похоже, ей неловко признавать, что, подстраховывая семью, берет на себя порой и часть ее функций. Хотя это нормально, всякий знает: иногда даже родителям бывает не до собственных детей. Хорошо если только иногда... Кто-то пожмет плечами: что же, мол, тут нового? А для Ирины Чаплыгиной непрерывность сопровождения, комплексный подход, мультидисциплинарность – ключевые правила ее работы.
В иных колыбелях знаний воспитанника могут и одернуть: «Думаешь, ты один? Да у меня сто таких, как ты!» В этой гимназии каждый – именно один такой, он значим и заметен.
…Лену не приняли в классе, где, как нарочно, подобрались очень сильные ученики. В прежней школе она числилась отличницей, а здесь перебивается с двойки на тройку. «Ты нас позоришь!» – возмущались математические умницы. «Смотри не лопни от гордыни, Лобачевский!» – огрызается девчонка. Чуть ли не ежедневно стычки, брань. Что делать воспитателю?
Педагог Чаплыгина открыла собственную студию «Самопознание» – под Лену. «Мы не просто обсуждали, а учились глубоко анализировать ее поступки и нормальные ошибки. Ведь моя задача научить ребенка самому справляться с жизненными катастрофами. Оказалось, что под маской забияки пряталась солнечная добрая душа».
На одном из тренингов личностного роста Чаплыгина раздала всему классу белоснежные листы и попросила набросать мини-портрет (только плюсы и минусы) одного из друзей. Потом собрала портреты и раздала их героям. «Ну неужели я такая со стороны?!» – удивлялась Елена. Зато теперь она суперзвезда коллектива. Благодаря дипломатичной тактике сопровождения, открыла в себе заводилу-активиста, а на сцене – мастера брейк-данса.
«Даже в детях, которым ничего не интересно, ОКВ находят «очумелые» таланты! – восторгается кто-то из предметников. – Одна из якобы бездарных учениц теперь работает поваром высшего разряда в самом престижном ресторане старого Ельца. Такую красоту готовит – пальчики оближешь...»
А вот – функционал свободных педагогов из 11-й гимназии. Ежеурочный контроль самочувствия детей. Ранняя диагностика заболеваний по принципу «идем не по следам, а впереди событий». Посещение уроков, тесный контакт с психологом. Работа по авторским воспитательным программам «Первый раз – в пятый класс», «Найди себя», «Арт-терапия»... Часы общения, тренинг «ЕГЭ без стресса»...
И еще один секрет успеха. Оказывается, и теории, и практике педагогической поддержки новаторы из Ельца учились в Москве. В составе первого набора образовательной программы РИПКРО (ныне Академия Минпросвещения РФ), созданной под руководством ученого и педагога Олега Газмана.
Другое дело – есть ли перспектива у такого тонкого эксперимента? Нужен ли он отечественному просвещению?
По словам заместителя директора по воспитательной работе гимназии № 11 Андрея Пономарева, в условиях подавляющего численного преобладания в школах традиционных классных руководителей именно ОКВ становятся сердцем и мозгом воспитательного дела. «По сути, они – локомотив, который тащит за собой весь состав классных руководителей. А те с большим или меньшим успехом лишь пытаются использовать хоть что-нибудь из методического арсенала лидеров личностно-ориентированного образования», – подчеркивает Пономарев.
Елец–Москва