Комфортная атмосфера в школе начинается с проходной. Фото с сайта www.gbou3spb.ru
Член комитета Госдумы по просвещению Анна Скрозникова обратилась к вице-премьеру Татьяне Голиковой с призывом. Она предложила проводить в школах анонимные опросы на предмет травли и буллинга, а затем на их основе вычислять «индекс дружелюбия» учебного заведения. По мнению депутата, такая практика поможет бороться с издевательствами и насилием в образовательных учреждениях.
Депутат Скрозникова считает, что собирать соответствующие данные можно через сервисы «Госуслуги» или «Моя школа». Она отметила, что школьники смогут честно и открыто сообщать о случаях насилия, не боясь стать жертвой со стороны обидчиков. В школы с плохим рейтингом предлагается направлять педагогов-психологов.
Инициатива интересная. И на самом деле спрос со стороны родителей на «открытость» учебного учреждения существует давно. Папы и мамы хотят и стараются во что бы то ни стало добыть подпольную информацию о выбранной ими школе. К журналистам, занимающимся серьезно образовательной темой, стоят очереди из друзей, подруг и знакомых, желающих получить консультацию «из первых рук». Даже несмотря на вездесущие соцсети. Обычно журналисты советуют не доверять такое важное дело никому, а самому сходить под «козырек школы» и поговорить с другими родителями по душам. Узнать можно практически всё. Информацией обычно делятся охотно. И то, что услышит родитель, может его очень удивить.
Знаете ли вы, что нынче шутки школьников стали злее и изощреннее, чем те, с которыми сталкивались вы сами пару десятков лет назад? А привычки – более странными. Многие, наверное, удивятся тому, что мальчики из 7–8 классов не ходят на переменах в школьные туалеты, потому что боятся прессинга старшеклассников. Когда его как младшего школьника могут шутки ради заснять на телефон в откровенном виде, отобрать мелочь («тебе что, жалко!»), унизить, обозвать и так далее. Да и зайти туда, когда в клубах дыма теряются очертания лиц и фигур, некоторым детям просто страшно. В каких-то школах могут торговать «химией». Навязывание такой продукции младшеклассникам может идти порой изощренно агрессивно.
«Ну, парням надо когда-то мужать и противостоять соблазнам», – сказала в беседе с обозревателем «НГ» одна продвинутая психолог. Надо! Только не нашему парню, подумает родитель. И отведет своего мальчика в другую школу.
Школьные администрации скорее всего о проблеме школьных туалетов знают. И некоторые даже принимают, как им кажется, адекватные меры. Недавно прошло сообщение в новостных лентах, что в школе Приморья демонтируют видеокамеры в туалетах, установленные для обеспечения безопасности детей. Об этом сообщили в пресс-службе краевой прокуратуры. После проверки в школе № 1 города Большой Камень, где в туалетах были размещены средства видеонаблюдения, ведомство установило, что конституционные права детей на неприкосновенность частной жизни нарушены.
Так что поход в мужской туалет – целая проблема. И дети сбегают домой с уроков. В лучшем случае они могут на перемене заскочить в ближайшее кафе. Или отпроситься в туалет во время уроков. Впрочем, и в урочное время школьные туалеты зачастую тоже не пустуют. А если еще и учитель принципиален и с уроков ребенка не пускает: «У тебя была перемена на это!», то остается только терпеть.
Вопрос в том, может ли такого рода информация войти в «индекс благополучия» школы и насколько составители «индекса» сочтут ее серьезной. Кто-то решит, что здоровье школьника – самое главное, а кто-то спишет эту ситуацию на издержки подросткового возраста. Когда ребенок физически выглядит, как молодой юноша, а ему всего-то 13–14 лет и он не воспринимает себя еще даже подростком, которого все «взрослое пугает».
И таких «мелких» проблем в школьной текучке очень много. Идеальных школ нет. Они есть только в планах и проектах чиновников. Так что вопрос об «индексе благополучия», если идея вдруг приживется, сразу упрется в репутацию школы, которую ни один коллектив не захочет терять. Будь это случай гонения на одного ученика или «комплексная» проблема, охватывающая сразу часть всего коллектива. Детские учреждения будут скорее всего защищаться, и иногда – в ущерб интересам детей – загонять мусор веником «под ковер», чтоб никто никогда не узнал, как у них все обстоит на самом деле.