Преподавателям для установления контакта со студентами предлагают обратиться к «психологической копилке» средств коммуникации. Фото РИА Новости
Министерство науки и высшего образования РФ разослало в вузы рекомендации (навигатор) по выстраиванию отношений со студентами для улучшения эффективности их учебной и внеурочной деятельности. Преподавателям рекомендуют способы из «психологической копилки».
Данный навигатор содержит информацию о базовых механизмах реализации воспитательной деятельности в учебных учреждениях, но при этом носит рекомендательный характер. В документе сделан «акцент на моральной и психологической поддержке студентов». Цель создания навигатора – выработка единых подходов к организации воспитательной деятельности в вузах, пояснили в министерстве.
Преподавателям для установления контакта со студентами рекомендуется обратиться к «психологической копилке» средств коммуникации, к которым относятся, например, секреты распознавания закрытости и доминирования, тревожности и уверенности, правила соблюдения личных границ, дистанции и размещения в пространстве. А также техники импровизации, «отзеркаливания», «малого разговора», эмоционального заражения, конструктивной критики, информационного диалога, релаксации, рефлексии и другие.
В рамках повышения учебной мотивации студентов в документе указываются и необходимые личностные качества преподавателя: он должен быть «доброжелательным, уравновешенным, уважительно относиться к своим ученикам, быть ответственным, тактичным».
Куратору курса рекомендуется проводить организацию работы в рамках социальной адаптации совместно с психологом и тьютором (специалист, который работает с самоопределением, самообразованием и самореализацией человека).
В навигаторе отмечается, что каждый студент может претендовать на психологическую, социальную или педагогическую помощь. В каждом вузе должен быть отдел психологической поддержки, студенческий профком, отдел по молодежной политике, международный отдел, отдел по трудоустройству и центр управления молодежными проектами, следует из документа.
О создании психологических служб серьезно многие вузы задумались во время пандемии COVID-19. Пандемия с ее «самоизоляцией» и переходом на дистанционную форму обучения естественным образом ускорили процесс создания в вузах таких служб. Но во многих высших школах они уже существовали и до этого периода. Например, как рассказала «НГ» доктор психологических наук, профессор Лариса Цветкова, с предложением создать такую службу она пришла к ректору Санкт-Петербургского госниверситета (СПбГУ) Людмиле Вербицкой еще в начале нулевых. Инициатива была поддержана.
Но, несмотря на то что психологические службы во многих вузах уже существуют давно, они не стали обязательным подразделением. И чаще всего создаются по инициативе администрации университетов. В небольших вузах, как показывает анализ сайтов, такие службы направлены в основном на работу со студентами с ограниченными возможностями здоровья.
В сентябре 2022 года Минобрнауки опубликовал Концепцию развития сети психологических служб в российских вузах, согласно которой к 2025 году в каждом высшем учебном заведении будут работать психологи. Сегодня идет отработка темы в пилотных регионах. Предполагается, что в такие службы смогут обращаться и студенты, и преподаватели.
Исследований на тему, а есть ли потребность в них, не так много, но есть. Например, по данным Российской академии образования (РАО), из почти 22 тыс. опрошенных первокурсников у 20,9% оказались эмоциональные проблемы из-за повышенной возбудимости, депрессивных состояний и тревожности.
Интересны запросы, с которыми обращаются студенты в такие службы. Например, в службе психологической поддержки Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) отмечены в числе самых распространенных такие: тревожно-депрессивная проблематика (панические, тревожные состояния, депрессия, стресс, страх); психотравмирующие ситуации (переживание горя, потери, физическая и/или психологическая травма); проблемы межличностных взаимоотношений и конфликты в семье.
Помимо стандартных обращений психологи университетов сталкиваются еще и с критическими ситуациями, в которых необходимо действовать аккуратно и быстро. Это касается таких случаев, как предсуицидальные и суицидальные мысли и намерения, явно выраженная депрессивная симптоматика.
На эмоциональное состояние студента сильно влияет и нарастающее напряжение, связанное с текущей политической ситуацией. И что гораздо чаще – с собственной реализацией в будущем.
Между тем в обществе бытует мнение, что успешность жизни напрямую зависит от эффективности во время обучения в вузе. Как отмечают психологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в вузовской среде есть такая установка, что высшее образование – это некая «финишная прямая, на которой в зависимости от того, как быстро ты ускоришься и эффективно ее преодолеешь, и будет зависеть вся дальнейшая жизнь – успешная или неуспешная». Отсюда – боязнь совершить ошибку.
Так что помощь психолога, похоже, нужна в университетах всем.