Ускорить адаптацию к реалиям университетской жизни позволят любопытство и активность вчерашнего абитуриента. Фото агентства «Москва»
Психологическое сопровождение студентов первого курса университета – тема, которая интересует исследователей давно. Именно здесь можно увидеть, насколько хорошо или плохо поработала школа. Как быстро взрослеет человек и как быстро растет личностно. Тема тем интересней, что преподаватели вузов стали сегодня больше жаловаться на неподготовленность студентов к учебе в университете.
Что ищут молодые в вузе? Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) весной 2022 года провели опрос, чтобы узнать, что россияне считают самым важным в студенческой жизни. Как следует из результатов исследования, большинство опрошенных считают, что важнее всего во время учебы в вузе хорошо учиться. 36% считают студенческие годы хорошим временем для установления контактов с потенциальными работодателями. И гораздо меньший процент назвали студенчество временем, когда человек учится самостоятельности и ответственности за себя.
Сегодня высшее образование, во-первых, стало практически массовым, перестал работать селекционный отбор. Поэтому в вузы стали приходить слабомотивированные студенты. Во-вторых, школа перестала приучать ребенка на уроках трудиться, прилагать интеллектуальные усилия, напрягать мозг (натаскивание на ЕГЭ – не в счет). Поэтому далеко не все правила и требования университета могут оказаться по душе студенту первого курса.
Наконец, зачастую студентам приходится мириться с заявленными требованиями и правилами, соблюдать их через силу, переборов собственное недовольство. Порог терпимости у них стал ниже. А ведь именно терпимость позволяет студентам научиться признанию прав и обязанностей, смирению и ответственному исполнению заявленных критериев. Важно отметить, что стадия терпимости действует не только по отношению к вузу, педагогам, но и новым друзьям. А также к условиям проживания.
Как выяснил ВЦИОМ (июнь 2023 года), россияне считают, что желание разбогатеть – одна из главных характеристик современных юношей (44%) и девушек (35%). Сами же молодые люди тоже делают акцент на материальных ценностях – такой ответ в исследованиях ВЦИОМ в 2022 году дали 77% опрошенных в возрасте 18–35 лет.
Член-корреспондент РАО, директор Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Лариса Цветкова занимается темой адаптации первокурсников к студенческой жизни не первый год. На сайте Российской академии образования (РАО) она дала ряд советов и комментариев на эту тему. Проблемы первокурсников, напоминает Лариса Цветкова, в общем контексте принято делить на внутренние и внешние.
К внутренним относят индивидуальные особенности юного организма, который пришел в новый коллектив и условия. В данном случае речь идет о личном восприятии и отношении к ситуации: умении ориентироваться в информации и новом обществе, коммуникационные навыки, характер и общее восприятие новшеств (в позитивном или негативном ракурсе, готовность соблюдать их или решительное стремление пренебрегать непонравившимися правилами).
Практика показывает, что с возрастом люди становятся терпимее, ответственнее, легче воспринимают новые требования и правила и быстрее к ним адаптируются на фоне имеющегося опыта. Именно поэтому старшекурсникам легче адаптироваться к новым правилам и требованиям, так как они частично изменяют уже привычный ритм и условия.
Но не надо забывать и о внешних факторах. Например, о том, что каждый педагог предъявляет определенные требования к своему предмету, выполнению заданий. При этом порой характер складывающихся отношений влияет и на качество обучения: напряженные отношения усложняют учебу и процесс адаптации, вызывая отвращение к предмету, нежелание посещать занятия. Социальное положение студента тоже серьезно влияет на взаимоотношения. В период адаптации учащиеся группы или потока «притираются друг к другу», прощупывают почву, устанавливают новые контакты, но порой не без конфликтов.
Конечно, новый формат обучения и учебная нагрузка требуют грамотной расстановки приоритетов. Новые предметы могут вызвать сложности в освоении. Именно поэтому первокурсникам важно посещать все занятия, установить дружественные отношения с педагогом, разбираться во всех нюансах и мелочах, оперативно устранять пробелы... Дефицит свободного времени легко решается, если первокурсник освоит и начнет руководствоваться азами тайм-менеджмента.
Так, ускорить адаптационный процесс позволят любопытство и активность вчерашнего абитуриента. Облегчить привыкание к новым условиям поможет не только погружение в учебу, но и привлечение учащихся к иным видам деятельности при университете. Как правило, уже во втором семестре первокурсники становятся более ответственными, сплоченными и целенаправленными.
Футурологи считают, что XXI век станет благодатным временем для развития социально-гуманитарных наук. Будут мощно развиваться науки о познании, когнитивные и психологические науки. Будут востребованы психологические технологии в сопровождении разных систем, прежде всего системы образования. Почетное место займут превентивная психология (разработка профилактических программ в сфере здоровья), а также профилактика.