Статистика подтверждает, что идущих на гуманитарные специальности больше, чем на инженерные и естественно-научные. Фото агентства «Москва»
Мониторинг за 2022 год, ежегодно проводимый главным информационно-вычислительным центром Российского технологического университета МИРЭА, свидетельствует, что гуманитариев в стране больше, чем технарей. В этом рейтинге к гуманитарным отнесены такие сферы, как науки об обществе, искусство и культура, образование и педагогические науки. А к группе технарей – людей, изучающих математические и естественные науки.
Одно из очевидных объяснений нарушения симметрии в соотношении гуманитарий/технарь носит гендерный характер. Принято считать, что среди девушек большим спросом пользуются гуманитарные направления, и им хуже даются точные науки. Так называемый блок дисциплин STEM (англ. science, technology, engineering and mathematics – естественные науки, технология, инженерия и математика).
Действительно, исследования Финансового университета показывают, что спрос на образование в России не снижается. При этом быстрее растет количество претендентов на образование по гуманитарным, а не техническим специальностям. Но здесь есть нюанс: в абсолютных цифрах набор на место в ведущих технических вузах страны тоже растет. То есть если требуется образование вообще, в виде диплома, то россияне выбирают общее гуманитарное, а если высшее техническое – то только в лучших вузах.
Не надо также забывать о тренде последнего времени – спрос на среднее специальное образование, который тоже уводит людей из сферы высшего технического образования.
В итоге хоть сегодня и чуть в меньшей степени, но техническое образование все равно проигрывает гуманитарному. И это притом, что оно чаще и больше обеспечено бюджетными местами. А вот гуманитариям приходится платить за обучение из собственного кармана.
На недавней встрече президента РФ Владимира Путина и министра просвещения Сергея Кравцова глава государства попросил министра уточнить, по каким специальностям сегодня высокие конкурсы. И Сергей Кравцов назвал – «гуманитарным». Но при этом добавил, что «пользуются популярностью и естественно-научные предметы, в том числе математика и физика».
Интерес главы государства к техническим специальностям объясним: ситуация в экономике требует найти возможности изменить тенденцию «гуманитарного выбора», поскольку поставлена задача – достичь технологического суверенитета, развивать новые технологии мирового уровня.
Пока же проблема решается со скрипом. В 2022 году в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» представили большой доклад на тему дефицита педагогических кадров по физике, математике и другим техническим специальностям. И вывод был таков: важно создать учителям максимально комфортные условия работы, продолжать обновлять инфраструктуру и проработать вопрос справедливой оплаты труда. Потому что ключевое звено в решении проблемы – школьное образование. Все упирается в учителей.
Из бесед с репетиторами и учителями выясняется, что проблема пока не случившегося технологического триумфа нашей страны начинается во втором классе, то есть в начальной школе.
Дело в том, что предмет «математика» во втором классе идет в двух направлениях. Если в одной школе (по одной программе) таблицу умножения начинают учить к весне, то во второй – таблицу умножения полностью ребенок должен знать уже к декабрю. Это одна проблема. Но есть и другая.
Таблица умножения во втором классе – лакмусовая бумажка, которая указывает пробелы в развитии когнитивных способностей у ребенка. Есть дети, которые не понимают, что числа связаны с количеством, и они не умеют (не научены) считать без ошибок. Эти дети учатся во втором классе, как учились в первом, не особо утруждая себя. Есть ошибка по математике – ну и ладно.
В итоге к концу года учителя наблюдают полную растерянность родителей. Они просто не понимают, как так случилось, что математика как индикатор интеллектуального уровня столь плохо воспринимается ребенком даже к концу второго класса школы. Ведь родители (и это правда) целыми днями только и делали что домашние задания. После легкой растерянности родители второклассника начинают поиски «пилюли», способной мгновенно излечить «больного», отметила в беседе с «НГ» репетитор со стажем Надежда Коновалова (Подмосковье). Но дело в том, что волшебной пилюли при изучении математики не существует. Этот предмет надо брать усидчивостью, решая раз за разом много задач.
«Если ребенок не приучен дисциплинированно выполнять ежедневную и рутинную работу по разработанному родителем плану (столько-то задач за столько-то времени), то ничего не получится. Математика – это сложно, нудно и долго», – объясняет Надежда Коновалова.
Если во втором классе есть проблемы (а они у огромной части аудитории есть), то решать задач ребенку надо больше, чем задано. Преодолевать инерцию мышления и сопротивление ребенка, который, сделав одну задачу с вашей помощью, решает, что у него все хорошо и замечательно. Без этого навыка кропотливого труда эффект будет минимальным.
Но если вы с ребенком справились с математикой в начальной школе, то к старшим классам школьник придет с другими результатами. В этом случае, советует репетитор, в школах следует дополнительно заниматься с отстающими по математике.