Министр просвещения Сергей Кравцов во время беседы с президентом Владимиром Путиным доложил об увеличении конкурса в педвузы. Фото с сайта www.edu.gov.ru
Разговор главы государства Владимира Путина с министром просвещения Сергеем Кравцовым 15 января, похоже, сильно всколыхнул после праздников профессиональное сообщество. Потому что затронул старые раны. Одна из них – кадровый голод в учительских коллективах.
Во время разговора с главой государства Сергей Кравцов, во-первых, рассказал, что сегодня «педагогическое образование – второе по популярности»: «В 2023 году в педагогические вузы было подано на 100 тыс. больше заявлений, чем в прошлом...». Во-вторых, проблемы с нехваткой учителей будут решены. Ведь в педагогические вузы поступают «не как ранее, по остаточному принципу». «Конкурс на некоторые специальности составляет 10 человек на место», – отметил Сергей Кравцов. В-третьих, министр добавил, что в школах уже работают более 50 тыс. студентов.
Надо ли говорить, что это последнее замечание министра вызвало особую реакцию внимательной аудитории. «Решение проблемы – привлечение 50 тыс. непрофессионалов-студентов?» – вознегодовали некоторые профессионалы в соцсетях.
На самом деле, конечно, студенты в школе – это как раз и неплохо (не в качестве работающего учителя, конечно). Пусть со студенческой скамьи будущий педагог приучается видеть детей в лицо. Проблема в другом – нынешние дети почти все поголовно с очень сложным, тонким (или, наоборот, откровенно циничным) устройством психики. И школе чаще нужен человек с опытом, ну или специалист с психолого-педагогическим образованием.
Насчет утверждения, что на 100 тыс. увеличилось число поступающих в педвузы, тут можно напомнить, что в советские времена вообще в каждом региональном центре были три вуза – сельскохозяйственный, политехнический и педагогический. Выпускалось большое количество педагогов… а дефицит учителей в школах периодически все равно возникал. И удивляться нечему: не выдержать испытание школой могут многие, даже самые мотивированные молодые педагоги.
Вообще сегодня, в том числе и в связи с последним сообщением министра, складывается впечатление, что требования к педагогическому составу снижаются. Вопрос – зачем? Зачем качество компенсировать количеством? Напомним еще одно заявление министра Сергея Кравцова о том, что в стране «создается стандарт среднего образования для подготовки учителей-предметников». И это означает, что для работы в школах учителям 5–9-х классов не нужно будет высшее образование – хватит и колледжа.
Есть еще один момент, пусть и не столь критический по сравнению с предыдущими, но подтверждающий, что процесс набирает силу. Речь идет о том, что проблему нехватки учителей в школьных коллективах можно решать за счет профессионалов из других областей, не имеющих педагогического образования.
Напомним, в 2021/22 учебном году каждый шестой учитель в российских школах не имел высшего педагогического образования (15,9% от общего числа, или 172 300 человек). Это данные статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах». Большинство же учителей имеют высшее педагогическое образование – 84,1% от общего числа (911 100 человек). Еще 2,75%, или 29 800 педагогов, окончили вузы, но по другим специальностям. Среднее специальное образование имели 12,41% учителей (134 500 человек). Из них педагогический профиль освоили 11,66% от всех школьных преподавателей (126 300 человек). В конце 2022 года, по данным Росстата, в стране насчитывалось почти 1,08 млн учителей, годом ранее – практически столько же.
Пока не будем давать прогнозы, что даст снижение образовательного ценза для учителей в будущем. А обратимся к историческому прошлому. Первые Учительские институты были открыты еще в 1817 году. И призваны они были готовить учителей для уездных училищ и приходских школ. Они просуществовали с перерывами до 1846 года. В1872 году учреждены были учительские институты закрытого типа для подготовки учителей городских училищ. Число учащихся в них значительно увеличилось после революции. Срок обучения там был три года. Окончившие эти заведения специалисты преподавали в городских и высших начальных училищах.
После Октябрьской революции в 1917 году эти институты были преобразованы в педагогические институты или институты народного образования. В 1934–1935 годах, с введением всеобщего обязательного семилетнего обучения и ростом числа школ-семилеток, была создана широкая сеть институтов. Учителей готовили всего два года. То есть побеждать проблему дефицита учителей старались конвейером недоучек.
Потом стало понятно, что это путь в никуда. Стране нужен прорыв в экономике, и в итоге пришли к пятилетнему высшему образованию для педагогов. Это позволяло сформировать у будущих педагогов особую систему мышления, основанную на строгой логике, готовность решать задачи в условиях постоянно меняющейся среды. А школа – это было и есть место, где нужно постоянно решать задачи, требующие повышенной интеллектуальной активности.
Представить, как эти задачи будет решать сегодня студент или выпускник колледжа, еще трудней, чем ранее. Так почему в таком случае снижают интеллектуальный ценз педагогов?
Приведем высказывание на эту тему депутата Госдумы РФ Олега Смолина. «Видимо, министр просвещения не без основания полагает, что у выпускников колледжей претензий к уровню оплаты труда меньше, чем у выпускника вуза, – предположил Смолин. – Думаю, что это предложение есть паллиатив. Если мы хотим преодолеть кадровый кризис в образовании, то другого способа, кроме увеличения финансового вложения в образование и зарплаты педагогов, просто не существует. Я понимаю, что в стране сложная финансовая ситуация, но напоминаю, что даже в годы Великой Отечественной с фронтов отзывали учителей-мужчин, чтобы они обеспечивали необходимое воспитание в школах...»