0
7576
Газета Образование Интернет-версия

07.02.2024 18:38:00

Господа студенты, покажите ваши уши

Гаджеты приходят на помощь во время сессии

Тэги: студенты, зимняя сессия, цифровые шпаргалки, исследование, вшэ


студенты, зимняя сессия, цифровые шпаргалки, исследование, вшэ Такой способ списывания на экзамене – уже архаика. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru

Январь – время зимней сессии у студентов вузов. Исследователи из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» выяснили, что примерно 20% российских студентов идут на риск ради положительной оценки и готовы воспользоваться шпаргалками. Но сегодня на дворе век цифровизации, следовательно, и шпаргалки стали цифровыми.

В социальных сетях и группах отмечены в этом году обсуждения темы использования наушников во время экзаменов. Пользователи охотно делятся друг с другом, какие наушники лучше подойдут и как избежать работы глушилок во время экзаменов. А продавцы торгового комплекса «Горбушка» в Москве отмечают рост продаж миниатюрной электроники в периоды летней и зимней сессий.

Сотрудники НИУ ВШЭ провели онлайн-опрос 18 319 студентов и 14 044 преподавателей российских ведущих и региональных университетов (мониторинг «Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей»). По данным опроса, около 46% студентов практически никогда не списывали домашнее задание в 2019/20 учебном году, 35% списывают эпизодически – один раз в месяц или реже, 19% списывают регулярно – два-три раза в неделю.

Чаще других, сообщает мониторинг, списывают студенты инженерных направлений подготовки, а также изучающие математические и естественные науки. Среди последних только 40% респондентов заявили, что практически никогда не прибегали к списыванию. Реже всех списывают домашние задания студенты, изучающие искусство и культуру (59% никогда этого не делали), что может объясняться спецификой заданий на этих направлениях подготовки. Среди студентов четвертого курса не списывали 51%, среди первокурсников – 42%.

Большинство студентов, отмечают исследователи, оправдывают списывание тем, что «опасаются забыть материал» (75%). Списывание студенты считают нормальным явлением, если «курс бесполезен для будущей профессии» (64%). Оправдание также находят в «нехватке времени на подготовку» (63%).

Моментами, сдерживавшими списывание, названы стремление получить навыки, необходимые для будущей работы (66%), чувство стыда (51%) и особенности воспитания (57%). Любопытно, что 44% студентов считают списывание нормой еще со школы.

Вообще, есть ощущение, что вполне лояльное отношение к написанию шпаргалок испытывает значительная часть студенческого контингента. Распространено мнение, что они даже чуть ли не полезны. Ведь в процессе подготовки шпаргалки человек запоминает информацию. Кстати, чаще всего в шпаргалках записывают даты, имена, цитаты, формулы… Люди убеждают друг друга, что шпаргалки систематизируют знания экзаменующихся. Даже в блогах психологов можно встретить совет – напишите шпаргалку, чтобы чувствовать себя уверенней. Но… подготовить шпаргалку – не значит воспользоваться ею на экзамене.

Разумеется, пользование шпаргалкой наказуемо. Согласно ст. 43 Федерального закона «Об образовании в РФ», к студентам, замеченным в обмане, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление. Поэтому пойманным «с поличным» на экзамене советуют не скрывать пользование шпаргалкой, а сознаться, извиниться и пообещать этого больше не делать. Ведь исход ситуации полностью зависит от преподавателя.

Но спастись от строгого контроля преподавателя в наше время становится все проще. Техника приходит на помощь. Сегодня среди студентов растет популярность использования на экзаменах магнитных микронаушников. Они удобны и незаметны. Их помещают непосредственно в ухо. Вдобавок они легко маскируются, например, длинными волосами.

Воспользовавшиеся таким способом студенты охотно делятся своим опытом в соцсетях. Кто-то жалуется на наушник, который давил на барабанную перепонку, и потом еще целую неделю пришлось терпеть боль в ухе. Кто-то предупреждает, что все зависит от человека, который на расстоянии диктует студенту билет. Начинающим советуют отрепетировать с дикторами на расстоянии все детали. А бдительным преподавателям теперь придется все чаще встречать студентов небанальным вопросом: «А вы сегодня уши чистили? Можете показать?»

Немецкий преподаватель математики Гюнтер Хессенауэр в течение 40 лет наблюдал за изобретательными студентами и коллекционировал результаты их стараний. И в 2007 году он открыл выставку шпаргалок при Нюрнбергском университете. Самым необычным «экспонатом» этого музея стала шпаргалка, сделанная в виде часового механизма, при прокрутке которого менялись надписи. А самая миниатюрная, ювелирной работы шпаргалка – листочек бумаги в 2 кв. см, на котором поместились… 10 Моисеевых заповедей. Представьте, какими экспонатами пополнился бы его музей сегодня… 


Читайте также


Обобщенный портрет студента распадается на шесть категорий

Обобщенный портрет студента распадается на шесть категорий

Елена Герасимова

Социологи выяснили, что больше всего отличников среди общительных и вовлеченных в жизнь вуза

0
5541
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
7861
Гендерный разрыв в зарплатах появляется сразу после окончания вуза

Гендерный разрыв в зарплатах появляется сразу после окончания вуза

Ольга Соловьева

На первой работе выпускницы получают на 20% меньше выпускников

0
3961
Белоруссии нужны политически грамотные инженеры

Белоруссии нужны политически грамотные инженеры

Дмитрий Тараторин

Минск начал системную борьбу за информационную безопасность

0
3863

Другие новости