Такой способ списывания на экзамене – уже архаика. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Январь – время зимней сессии у студентов вузов. Исследователи из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» выяснили, что примерно 20% российских студентов идут на риск ради положительной оценки и готовы воспользоваться шпаргалками. Но сегодня на дворе век цифровизации, следовательно, и шпаргалки стали цифровыми.
В социальных сетях и группах отмечены в этом году обсуждения темы использования наушников во время экзаменов. Пользователи охотно делятся друг с другом, какие наушники лучше подойдут и как избежать работы глушилок во время экзаменов. А продавцы торгового комплекса «Горбушка» в Москве отмечают рост продаж миниатюрной электроники в периоды летней и зимней сессий.
Сотрудники НИУ ВШЭ провели онлайн-опрос 18 319 студентов и 14 044 преподавателей российских ведущих и региональных университетов (мониторинг «Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей»). По данным опроса, около 46% студентов практически никогда не списывали домашнее задание в 2019/20 учебном году, 35% списывают эпизодически – один раз в месяц или реже, 19% списывают регулярно – два-три раза в неделю.
Чаще других, сообщает мониторинг, списывают студенты инженерных направлений подготовки, а также изучающие математические и естественные науки. Среди последних только 40% респондентов заявили, что практически никогда не прибегали к списыванию. Реже всех списывают домашние задания студенты, изучающие искусство и культуру (59% никогда этого не делали), что может объясняться спецификой заданий на этих направлениях подготовки. Среди студентов четвертого курса не списывали 51%, среди первокурсников – 42%.
Большинство студентов, отмечают исследователи, оправдывают списывание тем, что «опасаются забыть материал» (75%). Списывание студенты считают нормальным явлением, если «курс бесполезен для будущей профессии» (64%). Оправдание также находят в «нехватке времени на подготовку» (63%).
Моментами, сдерживавшими списывание, названы стремление получить навыки, необходимые для будущей работы (66%), чувство стыда (51%) и особенности воспитания (57%). Любопытно, что 44% студентов считают списывание нормой еще со школы.
Вообще, есть ощущение, что вполне лояльное отношение к написанию шпаргалок испытывает значительная часть студенческого контингента. Распространено мнение, что они даже чуть ли не полезны. Ведь в процессе подготовки шпаргалки человек запоминает информацию. Кстати, чаще всего в шпаргалках записывают даты, имена, цитаты, формулы… Люди убеждают друг друга, что шпаргалки систематизируют знания экзаменующихся. Даже в блогах психологов можно встретить совет – напишите шпаргалку, чтобы чувствовать себя уверенней. Но… подготовить шпаргалку – не значит воспользоваться ею на экзамене.
Разумеется, пользование шпаргалкой наказуемо. Согласно ст. 43 Федерального закона «Об образовании в РФ», к студентам, замеченным в обмане, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление. Поэтому пойманным «с поличным» на экзамене советуют не скрывать пользование шпаргалкой, а сознаться, извиниться и пообещать этого больше не делать. Ведь исход ситуации полностью зависит от преподавателя.
Но спастись от строгого контроля преподавателя в наше время становится все проще. Техника приходит на помощь. Сегодня среди студентов растет популярность использования на экзаменах магнитных микронаушников. Они удобны и незаметны. Их помещают непосредственно в ухо. Вдобавок они легко маскируются, например, длинными волосами.
Воспользовавшиеся таким способом студенты охотно делятся своим опытом в соцсетях. Кто-то жалуется на наушник, который давил на барабанную перепонку, и потом еще целую неделю пришлось терпеть боль в ухе. Кто-то предупреждает, что все зависит от человека, который на расстоянии диктует студенту билет. Начинающим советуют отрепетировать с дикторами на расстоянии все детали. А бдительным преподавателям теперь придется все чаще встречать студентов небанальным вопросом: «А вы сегодня уши чистили? Можете показать?»
Немецкий преподаватель математики Гюнтер Хессенауэр в течение 40 лет наблюдал за изобретательными студентами и коллекционировал результаты их стараний. И в 2007 году он открыл выставку шпаргалок при Нюрнбергском университете. Самым необычным «экспонатом» этого музея стала шпаргалка, сделанная в виде часового механизма, при прокрутке которого менялись надписи. А самая миниатюрная, ювелирной работы шпаргалка – листочек бумаги в 2 кв. см, на котором поместились… 10 Моисеевых заповедей. Представьте, какими экспонатами пополнился бы его музей сегодня…