Больше двух третей подростков в возрасте 13 лет и старше от 50 до 100% свободного времени проводят в виртуальном пространстве. Фото агентства «Москва»
Психология современного ребенка – предмет пристального интереса ученых по всему миру. Причем такие исследования затрагивают детей буквально с младенческого возраста. Отечественные ученые тоже не стоят в стороне от данной темы. Одно из таких исследований проводит группа ученых, которую возглавляет доктор психологических наук Сергей Малых.
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований Российской академии образования, который возглавляет Сергей Малых, ведет «Кросс-культурное исследование успешности в обучении». В процессе сбора информации учеными были опрошены около 14 тыс. школьников в возрасте от 10 до 17 лет. Изучались индивидуально-психологические особенности: когнитивная сфера, личностные факторы, мотивация, образовательные возможности, семья. К когнитивным характеристикам, например, относятся чувство числа, рабочая память, невербальный интеллект, словарный запас, контроль внимания, личностная тревожность, психологическая устойчивость…
Ученым важно было понять, что происходит с современными детьми, на какие тенденции нужно обратить особое внимание. В исследовании были заняты более 25 тыс. психологов из всех федеральных округов. Проведено обобщение проблем, с которыми психологи сталкиваются.
Оказалось, 68% детей не справляются с учебным заданием, а 62% – не заинтересованы в учебе. Те же 62% ведут себя недисциплинированно, мешают работать учителям и заниматься одноклассникам. 61% детей имеют конфликты со сверстниками; у 39% нет друзей (они замкнуты, агрессивны или, наоборот, застенчивы). Четверть детей отметились конфликтами с учителями, 41% ведут себя асоциально (воруют, вымогают деньги, дерутся и т.д.). Есть и специфические проблемы – трудности с речью.
Ученые напоминают, что многократно увеличился поток информации: 77% детей имеют смартфон, 10,4% – компьютер, 8,7% – ноутбук, 3,7% – планшет. Интенсификация информационного потока очень сильно влияет на ребенка. Качество медийной среды, окружающей ребенка, влияет на сенсорные системы, процессы рабочей памяти и внимания человека. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность когнитивной перегрузки.
И это неудивительно. Процент детской популяции, которая тратит от 50 до 100% свободного времени на интернет-серфинг, впечатляет: 58% детей в возрасте 10 лет, а в 13 лет их уже больше 70%. Любопытно, что отличники проводят в киберпространстве меньше времени (23% от свободного времени), чем троечники. Даже те, кто не умеет читать, тоже надолго застревают в социальных сетях.
Чем больше родители проводят времени, погрузившись в гаджет, тем больше времени их чадо занимается тем же. После игр в виртуальном пространстве дети испытывают дневную сонливость. Чем старше ребенок, тем больше проблем с невысыпанием. Недосып влияет на эмоциональное состояние ребенка. Косвенным образом это влияет на обучение в целом.
Ученых волновала также проблема функционирования рабочей памяти. Проводились тесты на способность мозга кодировать, извлекать и находить нужную информацию. Рабочая память – сложный конструкт. Пика своего развития она достигает к 30 годам.
Ученые обращают внимание на пространственное мышление, которое играет большую роль при усвоении курса математики. Что такое пространственная способность в бытовом плане? Многие жители Токио не ориентируются в метро своего мегаполиса, это очень сложно. Но есть и те, кто, наоборот, легко оперирует этой схемой. Все это – к разговору о том, что учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка очень важно. А разработка новых методов поможет компенсировать пробелы и проблемы в когнитивном состоянии представителей поколения зуммеров (поколение Z). Так что ученые не спешат выносить окончательный вердикт относительно состояния когнитивной сферы поколения Z.
Тут самое время вспомнить мифы, которые сложились уже вокруг зуммеров. Поколение Z (то есть родившиеся примерно в 1997–2012 годах) быстро обрабатывает и «обновляет» информацию, в то же время менее сфокусировано. У них более развита предпринимательская жилка. Эти дети рассчитывают на то, что взрослые подстроятся под них. Они менее склонны попадать в аварийные ситуации, меньше курят и меньше употребляют алкоголь, не склонны к раннему сексу. Но при этом отягощены психологическими рисками: они более склонны к депрессиям, суицидам и в целом чувствуют себя менее счастливыми. Психологически незрелые, инфантильные, эти дети не готовы к взрослой жизни и менее вовлечены в отношения со сверстниками, как в дружеские, так и романтические.
Все эти характеристики поколения Z ученые пока считают мифами. Чтобы подтвердить или опровергнуть их, по мнению исследователей, требуются сбор и обработка больших баз данных.