Большинство экспертов, выступивших на форуме, были едины во мнении, что один из главных вызовов для высшей школы – отказ от Болонской системы. Фото с сайта www.mpgu.su
В Российской академии образования (РАО) состоялся II Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете». Участники обсудили ключевые направления развития педагогической науки, модели и технологии подготовки педагогических кадров, механизмы мотивации к выбору профессии учителя для молодежи, цифровые инструменты педагогического образования, роль российского классического университета и др.
В форуме приняли участие профильные федеральные органы исполнительной власти, ректоры российских классических и педагогических университетов, руководители научных центров и инновационных площадок РАО, учителя и преподаватели, а также ведущие и молодые исследователи, работающие в области наук об образовании. «Системе высшего образования нужны не только разговоры о воспитании, но и новые формы и методы», – подчеркнула президент РАО Ольга Васильева. Она также отметила, что выход России из Болонского процесса стимулировал движение к технологическому суверенитету, «к неподвластности чуждым влияниям, к исключению самой возможности утраты идентичности», подчеркнув, что развитие невозможно без опоры на прошлое и установок на будущее.
В классических педагогических университетах страны сегодня обучаются 202 тыс. студентов, которые совсем скоро начнут работать с детьми в российских школах. Всего в России 165 вузов со специальностью «Педагогическое образование».
Большинство экспертов были едины во мнении, что один из главных современных вызовов для высшей школы – отказ от Болонской системы. «Россия возвращается к национальной системе высшего образования», – заявила Ольга Васильева. По ее мнению, стране жизненно необходимы стратегические решения, способные обеспечить совершенствование системы образования, подготовку квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы.
Тут, однако вопрос: а кто должен вырабатывать эти стратегические решения? В какой-то мере на него попытался ответить заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. Он проанализировал изменения системы уровней высшего образования. Чиновник уделил внимание и уровням педагогического образования.
«В системе выделяется единый базовый уровень образования – специалитет, – отметил Дмитрий Афанасьев. – Будут выделены вторые уровни углубленного образования: магистратура и аспирантура, направленные на подготовку научных кадров. За этими простыми терминами лежат фундаментальные изменения, которые необходимо реализовать. Мы должны ответить на вопросы: в каком случае и для каких программ необходимо увеличение сроков обучения? Зачем нужны дополнительные годы и чем они будут наполняться? Что получат страна, выпускники и система образования, получив этот дополнительный ресурс? Является ли магистратура обязательным требованием освоения исследовательских методов для поступления в аспирантуру? Это все требует обсуждения с экспертами РАО для последующего закрепления в стандартах».
«Ценность воспитания для педагогического образования не только в том, что это период взросления и обретения «самости» у молодых специалистов, – заявила доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования НГПУ Татьяна Ромм. – Чтобы научить будущего педагога воспитывать детей, мы не можем игнорировать вопрос его воспитания. Когда молодой педагог приходит в школу, а у него нет опыта социально-активного поведения, передать его и помочь сформировать его у тех, с кем он работает, он не сможет. Если у молодого преподавателя не сформирована система ценностей, то ожидать, что он сможет сформировать ее у тех, кто младше, тоже не приходится».
При обсуждении цифровых инструментов в подготовке будущих педагогов эксперты обсудили внедрение новых технологий в образовательный процесс. Вывод: новые технологии идут как вспомогательный инструмент. Почти афоризм, прозвучавший при обсуждении: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью». Бороться с этим переутомлением будут с помощью технологий. Но…
«Кто формирует контент для нейросетей в сфере образования? Где же педагогическое сообщество?» – обратилась Ольга Васильева к участникам мероприятия и провела параллель с периодом развала СССР. «Получается, что мы опять наступаем на те же грабли, что и в 90-х: кто-то создает контент, обучает нейросеть, а потом нейросеть говорит, что нам делать», – заявила президент РАО. Выход, по мнению Ольги Васильевой, здесь один: «Самим работать над наполнением нейросетей фундаментальной информацией, а не быть пассивными наблюдателями, которые поглощают готовый контент». Также глава РАО заявила, что существует разрыв между информацией, «которую мы имеем, и той, наследниками которой мы являемся».
Одна из секций форума была посвящена обсуждению имиджа учителя. Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, напомнила про трансформацию образа педагога в медиа. По ее словам, в 90-е годы XX века в медиапространстве появляется новый образ учителя, который не отличается должным профессионализмом, желанием воспитывать будущее поколение и находится в конфликте «учитель–ученик». Сейчас мы живем в том периоде, когда появляется возможность влиять на информационную политику и тем самым формировать уважительный образ учителя и школы, напомнила профессор.