0
6323
Газета Образование Интернет-версия

03.04.2024 18:41:00

Учить или заниматься исследованиями

Элитные и элитарные вузы – это близкие понятия, но не одно и то же

Тэги: исследование, вшэ, ведущий вуз, высокое качество образование, студенты, научная деятельность


исследование, вшэ, ведущий вуз, высокое качество образование, студенты, научная деятельность Название вуза в резюме выпускников действует на работодателя гипнотически. Фото агентства «Москва»

Статус ведущего университета не гарантирует высокого качества образовательного процесса с точки зрения использования эффективных преподавательских практик. Такой вывод сделали социологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Они обнаружили, что учащиеся элитных университетов имеют более низкую вовлеченность в работу в аудитории. Это может свидетельствовать о преобладании пассивных форматов занятий в данных образовательных организациях. «Можно предположить, что в вузах с исследовательской направленностью, которой характеризуются российские ведущие университеты, финансовые и человеческие ресурсы прежде всего направлены на поддержание высокого уровня исследовательской и публикационной активности, поэтому преподавание уходит на второй план, что сказывается на уровне вовлеченности студентов», – отмечает старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Наталья Малошонок.

Вопрос вовлеченности студентов в научную деятельность – самый важный, но посмотрим, почему он встал так остро. Элитное образование во всем мире направлено на поиск талантливых людей и раскрытие их потенциала на благо общества. Элитные вузы отличает от остальных хорошее финансирование, жесткие требования к отбору студентов и научная деятельность на высоком уровне. Эти вузы проводят исследования по широкому спектру тем и имеют на это финансирование.

Кстати, на Западе элитное образование соединяется с элитарным. Цель элитарного образования – воспроизведение существующей элиты. Это особый круг высших учебных заведений, в который попадают только по связям и кровному родству. Отличают эти вузы, в частности, не только астрономические цены за обучение, но и определенная атмосфера закрытости внутри заведений. В последнее время на Западе все чаще говорят, что в реальности элитное и элитарное высшее образование – часто две стороны одной медали. Во многом потому, что сами университеты размывают границы между ними.

В любом случае и в тех, и в других вузах репутация университета автоматически переносится на выпускника. Название этих вузов в резюме действует на работодателя гипнотически. И те, и другие вузы ведут большую исследовательскую работу. И чем больше исследований публикует университет, тем выше его репутация.

Но в последние годы появились американские и корейские исследования, которые говорят о том, что в вузах с высокой исследовательской активностью вовлеченность студентов оказывается ниже, чем в обычных университетах. Например, в США результаты студентов двухгодичных колледжей по чтению и математике не отличаются от показателей в престижных вузах. Проверить эту гипотезу решили и российские социологи на примере отечественных ведущих вузов.

Для своего исследования эксперт Наталья Малошонок использовала данные из более 400 вузов разного статуса. Она оценивала два параметра. Первый – активность студентов на занятиях: участие в дискуссиях, выступления с докладами и т.д. Второй – обсуждение учебных вопросов во внеаудиторное время: беседы с преподавателями о предстоящих экзаменах или разбор сложных тем с однокурсниками. Выводы таковы: по обоим параметрам студенты ведущих вузов заметно уступают сверстникам из менее престижных заведений.

И этот вывод заставляет вспомнить прошлое. Хотя бы то, что Кремниевая долина и Рунет появились в период, когда высшее образование было массовым и доступным (в СССР бесплатным, а в США – недорогим). Количественный рост перешел в качественное изменение, обеспечив семимильные шаги технологической революции.

Наталья Малошонок считает, что для мотивации топовых вузов нужно при распределении господдержки учитывать показатели, связанные с качеством преподавания. Например, чтобы стать участником программы «Приоритета-2030», необходимы высокая научная продуктивность и солидная программа развития. Эти критерии напрямую зависят от квалификации сотрудников и финансовых возможностей университета, но никак не связаны с качеством образовательного процесса. В итоге получается, что вузам выгоднее вкладываться в науку, а не в обучение студентов, считает эксперт.

Эксперт также предупреждает, что нельзя полагаться только на учебную активность и социальные связи студентов как на единственные критерии качества образования. Высокие показатели можно сфабриковать, а низкие могут быть следствием самокритичности учащихся, а не реальных проблем. Поэтому предстоит разработать более надежные и комплексные критерии для государственных конкурсов. 


Читайте также


Обобщенный портрет студента распадается на шесть категорий

Обобщенный портрет студента распадается на шесть категорий

Елена Герасимова

Социологи выяснили, что больше всего отличников среди общительных и вовлеченных в жизнь вуза

0
5630
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
7863
Гендерный разрыв в зарплатах появляется сразу после окончания вуза

Гендерный разрыв в зарплатах появляется сразу после окончания вуза

Ольга Соловьева

На первой работе выпускницы получают на 20% меньше выпускников

0
3962
Белоруссии нужны политически грамотные инженеры

Белоруссии нужны политически грамотные инженеры

Дмитрий Тараторин

Минск начал системную борьбу за информационную безопасность

0
3865

Другие новости