Ученым еще предстоит изучить связь между успешностью в жизни и объемом выполненных домашних заданий. Фото Unsplash
На сайте Кремля опубликован перечень поручений по итогам Послания главы государства Федеральному собранию, которое прошло 29 февраля 2024 года. В частности, правительству РФ предлагается сократить нагрузку учащихся по общеобразовательным программам, в том числе за счет домашнего задания.
Дословно поручение звучит так: «...обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по формированию гармоничной, сбалансированной и результативной учебной и воспитательной (урочной и внеурочной) нагрузки на обучающихся по общеобразовательным программам, в том числе за счет сокращения реальных временных затрат на выполнение домашних учебных заданий, усиления межпредметных связей, обеспечения соответствия содержания основных общеобразовательных программ и информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации по этим программам, а также сокращения мероприятий по оценке уровня знаний обучающихся и качества образования и исключения оценочных мероприятий, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Доклад президенту необходимо представить до 1 декабря 2024 года, ответственным назначен премьер-министр Михаил Мишустин.
Аналитическая кампания Ipsos провела исследование в разных странах мира, чтобы узнать, сколько времени родители проводят за оказанием помощи своим детям при выполнении домашних заданий. Оказалось, больше всего в Индии (12 часов в неделю), а меньше всего – в Великобритании (3,6 часа) и Японии (2,6 часа). В России родители в среднем проводят с детьми за домашними уроками 7,5 часа. Почти столько же в Китае – 7,2 часа. Почему такой разброс? Где-то не задают работу на дом, где-то программы продуманы так, что дети успевают все пройти в школе, и т.д.
Сотрудники Института развития образования РАО Оксана Долгая и Ирина Тагунова исследовали эту тему. Они сравнили домашнюю работу в разных странах мира и пришли к выводу, что она является важной во многих государствах, но сегодня видоизменяется. Кстати, время, затраченное на нее, не влияет напрямую на результаты школьного обучения. Во многих странах ведутся активные дискуссии об отмене домашки, поскольку ее выполнение часто оказывает негативное влияние на психику детей, климат в семье и приводит детей к стрессам.
Согласно данным опросов сервиса Superjob, 69% родителей в РФ выступают против отмены домашних заданий. Идею отмены домашних заданий поддержали лишь 17% родителей: они считают, что учиться нужно в школе, а в остальное время – заниматься спортом и гулять на свежем воздухе. Чаще всего против отмены заданий на дом выступают те, кто в школе были отличниками или медалистами (87% и 78% соответственно). Те же, кто учился на четверки и тройки, настроены гораздо менее категорично (63% и 67%). Мужчины выступают против отмены домашних заданий чаще женщин (72% против 66%).
Что любопытно, Минпросвещения РФ только недавно четко прописало, что такое «домашнее задание» и что конкретно может в него входить. Домашняя работа – это «самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время». Уточняется, что педагогические работники должны сами определять объем домашнего задания, исходя из санитарно-эпидемиологических требований, гигиенических нормативов, возрастных, психологических и физических особенностей детей, способностей детей.
В странах, где идет гонка за образование, где мало университетов и без диплома вуза невозможно хорошо зарабатывать, домашних заданий, как правило, задают школьникам много. Еще один любопытный момент: по данным многочисленных исследований, менее опытные педагоги со стажем работы до пяти лет, как правило, задают больше. Ученым еще предстоит изучить связь между успешностью в жизни и домашним заданием, но кое-какие выводы уже можно сделать на основе исторического опыта.
Есть известный пример: в начале XX века в США отношение к самостоятельной работе школьников дома было довольно прохладным. Дошло до того, что, например, власти штата Калифорния запретили домашние задания для всех учащихся до восьмого класса, то есть примерно до 14–15 лет. Американские СМИ цитировали тогда докторов: домашние задания, мол, наносят вред здоровью школьников. Изменил эту ситуацию запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Американцы осознали, что их учащиеся отстают от советских сверстников. «Появились новые программы в школах. Домашние задания до самой ночи. Классы для одаренных детей, – отмечается в репортаже телеканала CBS News на эту тему. – Выросло поколение, одержимое запусками ракет... Стремлением победить русских».
С тех пор нагрузка школьников на домашнюю работу в США все время растет. Согласно исследованию университета Мичигана, если в 1981 году дети от 6 до 9 лет проводили за домашней работой в среднем 44 минуты в неделю, то сейчас этот показатель превышает 2,5 часа.
Так что прежде чем отменять или оставить в расписании школьника домашнее задание, надо понять, чего мы хотим добиться в итоге.