0
6390
Газета Образование Интернет-версия

02.05.2024 16:05:00

Госпитальная педагогика учит жить

Академическая реабилитация тяжелобольных детей иногда творит чудеса

Тэги: рао, ассамблея образования, образование и семья, единство ценностей, семья, школа, госпитальная педагогика, герои дети, длительная реабилитация


рао, ассамблея образования, образование и семья, единство ценностей, семья, школа, госпитальная педагогика, герои дети, длительная реабилитация Академик РАО Евгений Ямбург: «Есть категория детей – это герои-дети, дети, которые находятся на длительном излечении». Кадр из трансляции РАО

В Российской академии образования завершила работу III Международная ассамблея образования, которая прошла под девизом «Образование и семья – единство ценностей». Ассамблея, как пояснили организаторы, создает единое смысловое пространство, способствующее поиску и актуализации точек соприкосновения учителей и преподавателей в их стремлении к расширению представлений о научно-методических подходах к работе с семьей.

В работе ассамблеи приняли участие специалисты территориальных органов управления образованием, руководители образовательных организаций, а также учителя и педагоги, заинтересованные в развитии всесторонних отношений с научным сообществом. Основными вопросами Международной ассамблеи стали взаимная ответственность семьи и школы и правовые основы этого взаимодействия, поколенческий разрыв, ценности молодой российской семьи и традиционные российские духовно-нравственные ценности, формирование у родителей педагогических компетенций, современные образовательные технологии.

Президент РАО, доктор исторических наук Ольга Васильева выступила с открытой лекцией «Мифы об образовании». Весьма распространенный миф, например, про то, что обучение более эффективно, если ребенок получает информацию в доминирующем стиле в зависимости от того, к какой группе по восприятию он относится – «аудиал», «визуал», «кинестетик».

Академик РАО, доктор педагогических наук Евгений Ямбург прочитал лекцию «Антропологические подходы: ответы на вызовы и угрозы современности». В ней педагог и ученый коснулся темы конфликтов в современной школе. Ссылаясь на слова Януша Корчака, ученый напомнил всем, что «бесконфликтной педагогики быть не может. Школа не стоит на Луне».

Но, безусловно, одной из самых животрепещущих тем ассамблеи стала тема так называемой госпитальной педагогики. Васильева и Ямбург провели для участников ассамблеи беседу из серии «Академические вечера». И среди важных вопросов, которые были затронуты, особый интерес вызвала тема госпитальной педагогики. После нее все другие становятся менее важными. Да и, собственно, мало кто знает об этом сегодня.

«Есть категория детей – это герои-дети, дети, которые находятся на длительном излечении, – начал Евгений Ямбург. – Фактически их до 300 тыс. Это дети с онкологическими заболеваниями… Я этим занимаюсь 30 с лишним лет. И когда с академиком Румянцевым, врачом, мы заходили в 1985 году в боксы и видели, как дети играют шлангами от капельниц и обсуждают, кто раньше умрет… На это было невозможно смотреть».

Сегодня, по словам Ямбурга, открыто 20 филиалов в 20 регионах госпитальной школы в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (Москва). Там находятся смертельно больные дети, но они учатся. «Дело не в учебе, – отметил Ямбург. – Это академическая реабилитация. Нельзя думать только о болезни и даже после химиотерапии надо взять себя в руки и вставать. И вы знаете, что происходит? Происходят чудеса... Мы видим детей, которые поднимают себя, и поднимают себя довольно мощно!»

Евгений Ямбург и Ольга Васильева – президент РАО, будучи еще министром образования и науки, а затем министром просвещения, посещала Научный медицинский исследовательский центр, НМИЦ ДГОИ имени Рогачева, – вспомнили об этих детях не случайно. Евгений Ямбург поднял вопрос, зачем это нужно нам всем: «Мы почему-то считаем, что если больной – ему нужен здоровый, а вообще на самом деле... не удивляйтесь, наоборот».

Ученый вспомнил про случай с одной своей ученицей, которая попыталась покончить жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Но когда она познакомилась с ребятами из онкодиспансера, сказал Евгений Ямбург, все встало на свои места. Силой воли этих ребят остается только восхищаться. Но им надо помогать. Госпитальные школы открываются по всей стране. Хотя делается это не совсем по закону, пояснил Ямбург, «трансферты невозможны». Или вот еще ситуация: по закону положено сдавать экзамен по прописке. Это значит: бери капельницу – и давай, к примеру, в Хабаровск... Законодательство не успевает за жизнью, посетовал ученый.

Казалось бы, ну зачем напрягать детский организм, зачем им учеба. Истории и судьбы этих детей самые разные. Ольга Васильева вспомнила про девушку на выпускном вечере в госпитальной школе, получившую аттестат и сияющую от счастья. Красавицу в зеленом платье, покорившую всех. И кто-то из окружения директора шепнул Ольге Васильевой, что красавице с ее диагнозом осталось жить два месяца...

Так получилось, что Вильяма Хайло, мальчика из Севастополя, гениального скрипача, борющегося с раком, я знаю уже несколько лет. Была на его концерте буквально месяц назад. Творчество Вильяма (мама назвала его в честь Шекспира) заметили и оценили по заслугам, когда ему было 10 лет. В 2015 году он поступил в Центральную музыкальную школу при МГК имени Чайковского. А через два года угодил в НМИЦ ДГОИ имени Рогачева. Причем сразу в реанимацию. Потом была химиотерапия. Лучше стало только после трансплантации костного мозга. Он говорит, что спасали его врачи и... скрипка. После химии он не мог много заниматься, быстро стирались пальцы. Кожа на пальцах была очень тонкой...

Про свою учебу Вильям рассказывает так: «Это уникальный образовательный проект, который направлен не только на то, чтобы учить детей, которые по причине длительного пребывания в больнице оторвались от школы, но еще и на то, чтобы помогать этим детям забывать о всех окружающих проблемах. Когда у меня была химиотерапия, мне нельзя было выходить из палаты. Ко мне ходили учителя из госпитальной школы «УчимЗнаем». Уроки проходили интересно и познавательно. Там же я попробовал себя в изобразительном искусстве. Я нарисовал несколько портретов и пейзаж. Многие из учителей стали моими самыми настоящими друзьями, с которыми мы часто ходим в кино и на прогулки». 


Читайте также


Региональная политика 13-16 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 13-16 мая в зеркале Telegram

0
241
"Школа губернаторов" уже не та

"Школа губернаторов" уже не та

Дарья Гармоненко

В пять вакантных регионов отправляются разноплановые врио

0
1824
Романовы без имперских амбиций

Романовы без имперских амбиций

Анастасия Коскелло

Почитание Николая II избавляют от налета маргинального монархизма

0
2110
Вернутся ли в школы группы продленного дня советского образца

Вернутся ли в школы группы продленного дня советского образца

Наталья Савицкая

В СССР это было не что иное, как бесплатное репетиторство

0
5061

Другие новости