Ректор МГУ Виктор Садовничий, министр науки и высшего образования Валерий Фальков и председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев обсудили, кому отдать приоритет в подготовке медицинских кадров. Фото с сайта www.minobrnauki.gov.ru
Закончившийся съезд ректоров РФ был посвящен качеству медицинского образования. В 2020 году президиум Российского союза ректоров (РСР) уже обсуждал новые подходы к модели высшего медицинского образования. Нынешний съезд должен был дать, по мнению организаторов, новый виток развитию медобразования. В итоге разыгралась легкая интрига – кому готовить кадры будущего и, соответственно, куда важней направить финансы.
История развития высшего медицинского образования в России началась с открытия в 1755 году Московского университета, куда вошел медицинский факультет. В XIX – начале XX века в России возникли медицинские факультеты в императорских университетах. В 30-е годы XX века медицинские факультеты преобразуются в отдельные медицинские институты. В 1960 году медицинский факультет создан в Петрозаводском университете, в 1961 году – в Университете дружбы народов, в 1966-м – в Кабардино-Балкарском, в 1967-м – в Мордовском университете и т.д. Новая волна создания медицинских факультетов началась в 1990-е годы. В 1992 году создан факультет фундаментальной медицины в МГУ имени М.В. Ломоносова.
Открывший заседание РСР ректор МГУ, академик Виктор Садовничий подчеркнул, что медицинское образование традиционно дается во всем мире в классических университетах. А в наши дни высокотехнологичная медицина и медицинское образование невозможны без прочного научного фундамента, оптимальные условия для которого создают классические университеты. «Достижения нашей медицины как раз свидетельствуют о том, что фундаментальное университетское образование – надежный залог успеха», – подчеркнул Виктор Садовничий.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в ходе своего доклада акцентировал внимание на том, что качество российского медицинского образования можно повысить только совместными усилиями двух министерств (Минздрава РФ и Минобрнауки РФ). Глава ведомства напомнил, что становление российской системы высшего медицинского образования исторически шло двумя параллельными путями – в вузах Минздрава и на медицинских факультетах классических многопрофильных университетов. «Две эти системы обречены на более тесное сосуществование и на то, чтобы диалог между ними был более содержательным, потому что есть хорошее качество образования в вузах Минздрава, есть хорошее качество образования в вузах Минобрнауки, но также есть и проблемы, связанные с высшим медицинским образованием», – отметил Фальков.
Сегодня, согласно данным Минобрнауки, подготовку медицинских кадров в стране ведут 127 вузов (362,9 тыс. студентов обучаются в них по медицинским направлениям). Из этих вузов – 49 находятся в ведомстве Минздрава (обучают 72,6% из будущих медиков), 56 вузов – в ведомстве Минобрнауки (23,6%), 14 частных вузов (2,6%), три вуза – в ведомстве Минпросвещения РФ (0,3%), три вуза имеют муниципальных учредителей (0,5%) и в двух (МГУ и СПбГУ) – учредителем выступает правительство РФ. Также медицинское образование реализуется в двух научных организациях, где на медицинских направлениях обучается около тысячи студентов.
При этом, по словам Фалькова, программы медицинского образования не реализуются в 15 регионах страны: Брянской, Владимирской, Запорожской, Костромской, Магаданской, Сахалинской областях, Республиках Тыва и Алтай и других областях. В то же время в этих регионах есть большая потребность в медицинских кадрах. Подобные проблемы, по словам Валерия Фалькова, нужно решать комплексно.
В своем выступлении министр подчеркнул, что эффективность подготовки медицинских кадров в целом зависит от многих факторов. Кроме взаимоотношений учредителя с вузом большое значение имеет уровень знаний абитуриентов, квалификация преподавательского состава в университетах, клиническая база и многое другое.
Фальков напомнил, что ежегодно увеличивается количество бюджетных мест по направлению «Здравоохранение и медицинские науки». За последние семь лет общее количество бюджетников выросло на 43% – с 38 919 мест в 2018-м до 55 580 в нынешнем году. Также в семью медицинских вузов влились университеты новых регионов, которым в 2024 году установлен увеличенный объем бесплатных мест по медицине – 1737.
Глава Минобрнауки предложил создать рабочую группу, которая разработает план мероприятий по повышению качества медицинского образования. «Мы, со своей стороны, как учредитель поможем там, где хромает качество или есть потребность повысить качество высшего медицинского образования в классических университетах. Поможем ресурсно, – отметил министр. – В этом перечне мероприятий необходимо отдельно выделить повышение квалификации преподавателей, особенно из региональных классических университетов, в лучших медицинских вузах. А мы это профинансируем целевым образом. Отдельно нужно посмотреть на то, что связано с клиническими базами, необходимым оборудованием, а также включить специальные программы поддержки тех вузов, в которые поступают абитуриенты с низкими баллами ЕГЭ».