Многие учителя убеждены, что для успеха учащимся необходима дисциплина. Фото Романа Храмовника/PhotoXPress.ru
На работу учителя во многом влияют их педагогические убеждения. Такой вывод сделала сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Полина Гавриленко, опросив учителей и проанализировав их ответы. Эксперт провела 21 расширенное интервью, чтобы узнать, что думают педагоги о проявлениях детской самостоятельности.
Беседуя с учителями, эксперт приходит к выводу, что немаловажную роль в проведении воспитательных мероприятий играют мысли, чувства и ценности самих учителей. Основные убеждения их довольно устойчивы и ощутимо проявляются при общении с учениками. Педагоги могут не учитывать текущую ситуацию, но сформировавшиеся, глубинные убеждения играют доминирующую роль. Они стабильны, и, следовательно, их значительно труднее изменить.
В ходе интервью эксперт также выяснила, что дать описание самого понятия «самостоятельность школьника» учителям зачастую бывает трудно. Им проще пойти от обратного и рассказать, что такое несамостоятельность ребенка.
Например, некоторые учителя рассматривают самостоятельность взрослых как некое «служебное качество, обеспечивающее высокие академические результаты». И точно так же они убеждены, что для будущего успеха и учащимся необходимы такие качества, как упорство, старательность в учебе, дисциплина. Именно такие дети, по мнению некоторых учителей, поступают в вузы и достигают успеха в карьере. Такие педагоги и задачу ставят соответственную – подготовить школьников к аттестации и в перспективе – к поступлению в вуз. Наказание же в результате неподчинения и невыполнения задания предсказуемо: отрицательная отметка в классный журнал.
Для некоторых учителей проявление самостоятельности – дать детям задание на уроке, с тем чтобы они сами нашли пути его решения. Найти информацию и ответить на вопросы самому – все это тоже проявление самостоятельности. А дополнительные занятия неакадемического характера, по мнению таких учителей, не являются значимыми для развития ребенка и формирования его самостоятельности.
Чувствительным моментом при обсуждении самостоятельности детей является тема отношения к свободе. В анкетах учителя отмечают, что в школе всегда есть учебный план, который нужно выполнять. Но с этим часто спорят современные дети. Говорят, допустим, что им не нужна биология, так как она им не пригодится дальше в жизни. Так стоит ли тратить время на ее изучение? Почему школа в таком случае их заставляет учить биологию?
Учителя обычно отвечают на эти заявления в том смысле, что современный человек должен быть образованным в разных направлениях. А вдруг что-то произойдет в жизни такое, что они сами начнут мыслить иначе и биология может пригодиться им, а время «будет упущено, знаний не окажется. Надо нагонять».
Кстати, интересный вопрос задает этот же учитель по поводу заявления ребенка, что ему не нужна биология: «Если ребенок не хочет учить этот предмет, а хочет другой учить – это проявление самостоятельности или нет?»
У детей, по мнению педагогов, интерпретация понятия свободы часто заключается в словах «делай что хочешь». В учительском понимании это несет большие риски в отношении воспитания и привития нравственных качеств детям. Так что таким учителям лучше без автономии, без свободы, без рисков, со строгим порядком, замечает эксперт.
Но среди опрошенных педагогов есть те, кто испытывает также сомнения и демонстрирует двойственность позиции по отношению к строгим школьным порядкам. Впрочем, даже эти учителя, осознающие имеющиеся ограничения в формировании самостоятельности учащихся, не предпринимают активных действий по их преодолению, отмечает Полина Гавриленко. И у них представления о самостоятельности тоже ограничиваются учебной деятельностью. А самостоятельным считается тот ребенок, который сам, без помощи взрослых, выполняет учебные задания. В учительских интервью встречается описание именно такого самостоятельного поведения.
Но... Представим другую ситуацию, вопрошает один из опрошенных. Класс приходит в столовую, и там порций на столах не хватает. Находится ученик, который идет и со всем этим разбирается. И приносит недостающее. Самостоятельность это или нет? Кстати, в других случаях этот же ребенок не ведет себя самостоятельно. Учительница признает, что она, конечно, нарушает санпины: педагог должен идти за недостающей порцией в столовой сам. Пища может быть горячей, и ребенок ее нести сам не должен. Но педагог идет навстречу проявлениям активной позиции ребенка. Политика ограничений по санпинам, конечно, несколько блокирует самостоятельность, считает этот учитель.
Школа не поддерживает самостоятельность ребенка, понимаемую как проявление инициативы, отметили некоторые из опрошенных учителей. Но, хотя учителя во многом не согласны с установленными порядками, они все равно не готовы противопоставлять себя школе, констатирует эксперт.