Рособрнадзор обратит внимание на школы, в которых более 25% учеников при проведении аккредитационной экспертизы не выполнили свыше половины заданий. Фото Сергея Куликова/PhotoXPress.ru
До 29 мая на общественном обсуждении находился проект приказа Рособрнадзора, расширяющего список причин, по которым учебное заведение может оказаться в группе «отстающих». Некоторые эксперты считают, что новые правила в случае их утверждения станут «ударом по системе среднего образования».
Есть опасения, что полноценное изучение всех предметов будет фактически завершаться в 8-м классе, а с 9-го учебные заведения станут целенаправленно готовить детей к сдаче математики и русского языка – остальные дисциплины отойдут на второй план. В комментариях в соцсетях есть также утверждения, что новые правила приведут к прекращению приема в 10-й класс троечников, имеющих потенциальный риск завалить обязательные ЕГЭ по русскому языку или базовой математике.
Сейчас в перечень Рособрнадзора для проверки школ входит восемь индикаторов риска «нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования». Он был утвержден в 2021 году, и в него входят в основном административные недочеты: непредставление школами, колледжами и вузами сведений о наличии необходимых для образовательной деятельности документов; отсутствие доступа к информации об организации в интернете, зафиксированное Рособрнадзором не менее трех раз, но не чаще раза в неделю.
В соответствии с опубликованным проектом приказа к этому перечню добавили еще семь пунктов. Надзор планируют усилить за организациями, ведущими образовательную деятельность по одному и тому же адресу, за исключением случаев нахождения там спортивных объектов или объектов практической подготовки. А вот остальные индикаторы посвящены успеваемости учеников.
В область риска Рособрнадзор предложил включить образовательные организации, где один и более выпускников не набрали минимального количества баллов по обязательному предмету при прохождении государственной итоговой аттестации по программе основного общего образования после 9-го класса или не получили допуск к этой аттестации. То же касается выпускников 11-го класса, проходящих итоговую аттестацию по программе среднего общего образования.
Кроме того, надзорное ведомство обратит внимание на школы, где более 25% обучающихся, принимавших участие в диагностической работе при проведении аккредитационной экспертизы основной образовательной программы, не выполнили свыше половины предложенных заданий.
Напомним, что с 1 сентября 2024 года Рособрнадзор будет проводить только четыре мероприятия по оценке качества образования: всероссийские проверочные работы (ВПР) в школах и колледжах, а также национальные и международные сопоставительные исследования качества общего образования. Учащиеся могут принять участие только в одном таком испытании в течение года.
Что мы имеем в сухом остатке? С одной стороны, часть экспертов в области образования волнуется, что система среднего образования сосредоточивает свои усилия на слабом ученике. И вместо помощи старательным школьникам педагоги ориентированы на повторение основ, чтобы никто не получил двойку. Также высказываются опасения, что школы таким образом превращаются «в инкубатор для троечников». А сильным детям придется добирать знания на стороне.
С другой стороны, большая часть родителей сетует на то, что вынуждены приглашать репетиторов. Причем репетиторов берут и слабым, и сильным ученикам.
Самое странное, что репетиторов стали брать для учеников даже начальной школы. Директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко приводит данные еще «допандемийного» опроса родителей. В 1-м классе примерно 7,5% семей нанимали ребенку репетиторов для занятий по иностранному языку или для решения его школьных проблем. Во 2-м классе 10,5% семей приглашали репетиторов, сталкиваясь с трудностями детей в учебе. И до 6-го класса эта доля медленно растет. В 6-м классе она охватывает уже треть семей.
Потом родители немного успокаиваются: в 7-м и 8-м классах к услугам частников прибегают четверть семей. Далее следует всплеск 9-го класса (40%) – это сдача основного государственного экзамена (ОГЭ) для девятиклассников. И, наконец, максимального значения (60%) спрос на репетиторские услуги достигает у одиннадцатиклассников.
Новой статистики по этой теме пока нет. Но есть опросы крупных компаний, и в целом они коррелируют с приведенными данными. С учетом того, что доля детей, не осваивающих программу, выросла в период дистанционного обучения, потребность в репетиторах скорее всего не спадет…
Школа ищет пути, как учить. Рособрнадзор углубляется в проверки содержания образования, формализуя требования. Родители понимают, что школьные знания спасут репетиторы.