Школа, в которой директорствует Елена Саволайнен, имеет самый вместительный спортивный зал в городе. Фото предоставлено Еленой Саволайнен
На фоне покинувших образование в 2023 году 180 тыс. школьных учителей общество совсем позабыло о 40-тысячном корпусе школьных директоров. По умолчанию предполагается, что даром покидать свои посты эти госслужащие не стремятся. Было бы логично расспросить об этом их самих. Тем более интересно сравнить отечественный опыт управления образовательным учреждением с современным зарубежным. В беседе с журналистом, кандидатом педагогических наук Антоном ЗВЕРЕВЫМ об этом рассказывает директор старшей школы для учеников 7–9-х классов Matinkylän koulu в финском городе Эспоо (Финляндия) бывшая наша соотечественница Елена САВОЛАЙНЕН.
– Елена, ремесло учителя у вас в стране довольно популярно, конкурс на педагогические факультеты превышает 15 человек на место. Ну а что известно относительно клуба школьных директоров?
– О, это целая история. Попасть в эту когорту очень трудно. Статистики подсчитали, что на должность директора школы (его у нас называют ректором) претендуют от 15 до 30 кандидатов. У нас иногда пишут, что желающих поуправлять школьным хозяйством нужно еще поискать, но на деле – кадров через край. Коллизия в том, что требуется сдать государственный экзамен по школьному и общественному законодательству. А это нелегко, я, например, полтора года доучивалась на директора в университете. Ко всему прочему, ректором может стать только тот, кто получил диплом учителя школы той ступени, с которой связаны его планы на ректорство, – начальной, средней или старшей.
– Чем обычно занят твой рабочий день?
– Чаще всего коллеги видят меня в служебном кабинете за клавиатурой компьютера. Получаю по 30–40 электронных писем ежедневно. Обращаются студенты: хочу пройти у вас практику. Ученые люди (но не чиновники!) предлагают провести исследование… Больше всего посланий от родителей. На их запросы отвечать приходится с особым тщанием, подыскивая самые мягкие обороты: слишком ранимая публика. Два-три часа в день занимает эта дипломатия, но себя она оправдывает.
– Какие проблемы тревожат родителей?
– Самая взрывная – разногласия с учителями. Недавно одному преподавателю пришлось – представь себе! – просить прощения у воспитанника на виду у класса. Да, она кричала на баламута, но сперва тот довел коллегу до точки кипения: испытывал нервы, что называется. Первый шаг директора – я строго выговорила детям за их поведение. Вы, говорю, спровоцировали учительницу на этот поступок. Одобрить ее не могу, но по-человечески понимаю. И знаешь, когда с молодежью разговариваешь как с умными и взрослыми людьми, они это чрезвычайно ценят и воздают тебе тем же.
Еще сюжет: мама ученика пишет, что на уроке физкультуры кто-то бросил в ее сына мяч, попал в лицо, разбил очки. Будет ли возмещение ущерба? Надо сказать, что в Финляндии принята обязательная школьная страховка, ее покупают у частной страховой компании. Если имущество ученика (одежда, обувь и т.д.) пострадало во время урока, то нанесенный вред частично компенсируют страховщики.
– Подобные дела, наверное, больше всего выматывают нервы?
– Да, если ты имеешь в виду улаживание конфликтов. К счастью, они не вспыхивают каждый день: волною накатывают, а потом вдруг успокаиваются. Дети есть дети.
Каждую среду совещаемся с учителями. В течение 20 из 40 минут самой длинной перемены (она предусмотрена для отдыха и активных игр учеников) обмениваемся за чашкой кофе конфиденциальной информацией. Поместить ее на доске объявлений в учительской не имею права: сюда могут зайти нянечки, хозперсонал, а им это знать не положено – запрещено законом.
– Какое деловое качество считаешь главным для себя?
– Прежде всего способность быстро переключаться с одной задачи на другую, не теряя из виду предыдущую. Согласно данным социологов, каждые три минуты директора школы отвлекают «более срочные» дела и визитеры. Стало быть, у тебя всегда не больше трех минут на то, чтобы решить вопрос. Это как игра в пинг-понг, нужно постоянно поддерживать тонус.
– Что еще входит в функционал директора?
– У нас учителя сами заказывают, что им нужно для работы. Например, эксперты по домоводству пишут заявку на продукты, ткани, поварешки. Все это доставляют прямо в класс. Моя забота – расписать имущество по кабинетам.
Если кто-то из учителей приболел, предлагаю незанятым педагогам восполнить пробел. Заболевший присылает свой тайминг: в каких классах, какие предметы и темы запланированы. А я раскидываю все это по учителям. Поскольку окна в расписании являются личным временем учителя, то замещение уроков оплачивается сверх оклада.
– Поговорим о зарплате.
– Она зависит от стажа. Учитель с десятилетней выслугой зарабатывает 3,5 тысячи евро до удержания налогов, или 2,5 тысячи «к выдаче».
– Готова ли ты назвать стоимость одного часа преподавания?
– Самые дорогие часы у финского языка, самые дешевые – у занятий по физкультуре, труду и домоводству. В среднем выходит около 36 евро.
– Как думаешь, существует ли на свете некая технология, позволяющая помимо денег побудить учителя к работе над собой?
– Ответ положительный, но тут мои полномочия крайне невелики. Возьмем дополнительное образование – ну нет у нас кружков по интересам. Этого здесь не понимают. Мы подали запрос на следующий год, хотим открыть музыкальное, ИЗО, спортивное и драматическое объединения.
– А разве в черте города, второго по величине после Хельсинки, ничего такого нет?
– Конечно же, есть. Но ценник открытого рынка зашкаливает. А тут – и бесплатно, и вместе с друзьями, и не выходя из школы. Как в лучшие годы в СССР.
– Как же это устроить?
– Кружок стоит примерно столько же, сколько аудиторный час. Следовательно, если отменен урок, то сэкономленные средства можно потратить на увлечения. Такое пространство для маневра предусмотрено законом.
– В Финляндии действительно упразднили инспектирование школ?
– Действительно. Все городское руководство школами состоит из четырех человек. Со мной работает один из четырех, Тапио Эрма, и это моя совесть.
Мы говорим: свободный труд намного эффективнее работы из-под палки. Когда появляется проблема, рядом всегда Тапио. Может замолвить за меня словечко в муниципалитете, где нередко слышишь: «Нет людей, нет средств».
– Это как?!
– Поясню на примере. У нас зал для спорта самый вместительный в Эспоо. Его разделяет пополам массивный занавес-гармошка, подвешенный к потолку и оснащенный подъемником. Подъемник сломался, мы опустили его на пол от греха, а хлопоты по ремонту взял на себя Тапио: он знает, что, кому и как сказать, чтобы не отфутболили.
Раз в неделю городское управление приглашает нас, директоров, на лекции. В прошлом году лекции проходили на пароме, который ходит в Швецию. В другой раз – в загородной обстановке, жили в гостинице, а по вечерам вволю общались с коллегами в перерывах между упражнениями на своих любимых тренажерах.