Кластер технологий и естественных наук в школе № 709 Санкт-Петербурга включает в себя три современные лаборатории. Фото с сайта www.gov.spb.ru
Школу будущего, где используется кластерный подход, проанонсировал заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Он отметил, что создание «школ будущего» будет реализовываться в рамках нового нацпроекта «Молодежь и дети», цель которого – развитие творческих, технических, научных и спортивных направлений.
Это заявление Дмитрий Чернышенко сделал во время осмотра школы № 709 Московского района Санкт-Петербурга. «Президент России поддержал новый национальный проект «Молодежь и дети», в рамках которого как раз будут мероприятия, в том числе и по созданию школ, таких школ будущего, новых школ, где используется кластерный подход в образовании». Все пространство школы № 709 как раз разделено на образовательные кластеры. Так, кластер технологий и естественных наук обеспечен тремя суперсовременными лабораториями (молекулярная, междисциплинарная, инженерная), отмечается в пресс-релизе школы. Также в школе есть лаборатория 3D-моделирования и графического дизайна.
В некоторых регионах РФ уже имеются образовательные кластеры, которые включают в себя вузы, производства, лаборатории, школы и даже пиар-агентства. Эти объединения характеризует не такая жесткая организационная структура, как, например, у консорциумов. Но в принципе это и есть некие образовательные консорциумы.
Наиболее знакомы всем на практике «консорциумы» школ и детского сада. Многие родители уже сталкивались с таким явлением при устройстве детей в сады. При этом формы объединения могут быть разными: детсад может перестать быть самостоятельным юридическим лицом и переходит в ведение соседней школы. И тогда он считается частью школы – учебно-воспитательным комплексом (УВК). А еще детсад может заключить с соседней школой творческий договор. И тогда школа не поглощает детсад, но помогает ему педагогами, помещением, оборудованием и т.д.
Вот, собственно, так представляется кластерный подход в образовании чаще всего. Но ученые рассматривают его несколько шире. Например, сегодня все усилия брошены на то, чтобы в каждом учебном учреждении были группы продленного дня. Но что это такое в сегодняшнем варианте? Дети после уроков находятся в том же самом помещении, что и ранее, и заняты теми же уроками. С той разницей, что делают задания самостоятельно или с помощью учителя. В лучшем случае они смотрят мультфильмы, играют в школьном дворе. В худшем – просто сидят в смартфонах.
Конечно, уже сегодня некоторые школы имеют спортивные залы, бассейны, мастерские и в них хорошо развита кружковая работа. Но далеко не все школы так замечательно оснащены. Поэтому объединение школ с досуговыми учреждениями – это еще один путь развития кластерного подхода в образовании.
Сегодня существует четыре основных способа освоения содержания учебного предмета: на уроке, во внеурочных занятиях (кружки, факультативы, элективные курсы), на дополнительных платных занятиях (репетиторство, подготовка к ЕГЭ) и через выполнение домашних заданий (в основном с родительской помощью). Ряд ученых считают, что идет массовый сдвиг в сторону внеурочной предметной деятельности. Развитие таких форм в общеобразовательной школе, считают ученые, и будет соответствовать кластерному типу взаимодействия участников образовательного процесса. А наращивание их и даже их избыточность будут только укреплять педагогическую систему школы.
Некоторые исследователи считают, что практикуемая сегодня проектная деятельность и новые формы организации урока – это тоже часть кластерного образования. Они уверены, что «командный» способ обучения поможет закончить с принудительным образованием в стране. По их мнению, по мере разрастания вариативности образования, свободы доступа к информации должен расти и интерес ребенка к учебе, который по определению не может формироваться насильственными методами. Будущее за самообразованием человека, но не индивидуальным. Оно должно быть организовано в каких-то новых творческих формах, в группах по интересам и т.д.
Социальное партнерство образовательного учреждения – на это тоже сегодня обращают большое внимание, рассказал «НГ» Николай Махнев, исполнительный директор проекта «Энциклопедия сельских школ России». Считается, что социальное партнерство качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его суть – взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Здесь происходит непосредственный обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.
Все это и есть основы кластерного взаимодействия в школе. Роль государства при этом, считают исследователи, состоит в максимальной поддержке такого характера взаимоотношений в школе и поощрении точек развития самостоятельности детей.