Натаскивать детей на тесты – это ремесло, учить биологии или химии – искусство. Фото PhotoXPress.ru
Министерство образования и науки Молдавии предложило населению для обсуждения проект новой Концепции школьной программы. Цель этого документа – «привести национальную учебную программу в соответствие с потребностями рынка труда, глобальными вызовами времени и обеспечить конкурентоспособность учащихся на международном уровне». К 2027 году школьные предметы физика, химия, биология могут быть объединены в один – «науки». Есть ли за этим будущее? И насколько такой подход актуален для России?
Новая Концепция школьной программы в Молдавии описывает две перспективы предстоящих изменений: одна – для всех учебных заведений, которые будут применять действующий рамочный план образования, а вторая – для школ, принявших решение внедрить альтернативные модели рамочного плана, предложенные в новой концепции. В учебных заведениях Молдавии будут преподаваться обязательные предметы и факультативные. В лицейских классах соотношение этих дисциплин будет примерно одинаковым, в начальных и гимназических циклах будут преобладать обязательные предметы.
Как объясняют в Минобразования Молдовы, «альтернативный план предлагается школам, у которых есть достаточно кадров, возможности, желание и спрос со стороны родителей и учеников разнообразить образовательное предложение». На уроке «науки» ученик, согласно концепции, «будет исследовать тайны природы и понимать явления вокруг нее с точки зрения научной перспективы».
За комментариями «НГ» обратилась к преподавателю химии, доктору педагогических наук, члену-корреспонденту Российской академии образования, профессору Павлу Оржековскому. «Интеграция хороша тогда, – считает ученый, – когда есть что интегрировать. Если выходить на интеграцию предметов, то надо принять какой-то философский уровень обобщения. Для этого нужен хотя бы общий вводный курс по каждому из предметов отдельно. Такого курса в обычной школе нет. И главное – нет учителей, которые бы могли столь «обобщенный курс» преподавать. А без этого дальнейшее изучение предметов в интегрированном курсе невозможно».
Ученый напомнил также о сложностях преподавания химии, физики и прочих предметов естественно-научного цикла. Для преподавания этих предметов на высоком уровне нужны высококвалифицированные педагоги. Павел Оржековский подчеркнул, что нужны «именно предметники-педагоги». Попутно он вспомнил о своей поездке к коллегам в Молдавию несколько лет назад и заметил, что уже тогда тамошние чиновники перестали «ценить педагогическое образование». И больше делали упор на привлечение в школу специалистов – химиков, физиков. Открывалась магистратура. Но это была чаще всего магистратура по химии, а не по преподаванию химии. Что очень странно. «Научить физике может не просто специалист, а учитель-физик, знающий методы и приемы», – считает Оржековский.
Что же касается стремления Молдавии вписаться своим образованием в европейское пространство, то, как отмечает ученый, школьное образование в Европе разное, там существуют школы разного уровня, для разных слоев населения. То, что в Молдавии перестанут работать социальные лифты с вводом новой концепции, это, видимо, и есть путь, который страна выбирает.
Что касается нашего государства... По мнению ученого, решение ввести предмет «науки» в школьное расписание означало бы для нас одно: отказ от высокотехнологичных специалистов и отраслей в будущем. Нас это никогда не устроит.
К мнению эксперта между тем следует добавить, что в 2023 году астрономия исключена из перечня обязательных школьных предметов в соответствии с приказом Минпросвещения РФ. Соответствующие изменения внесены в Федеральные государственные образовательные стандарты. Заодно из списка школьных предметов исключены естествознание и экология. Для поддержания баланса Минпрос разъяснял: астрономия в полном объеме вошла в учебный предмет физика; учебные предметы естествознание и экология включены в такие предметы, как биология, химия, физика, «усиливая их содержание». То есть некоторые аналогии с ситуацией в образовательной сфере Молдавии провести все-таки можно.
Понятно, что система образования изменяет свое поведение для оптимального выполнения поставленных перед ней государством целей. Они, эти цели, выражены в процедурах итогового контроля. Понятно также, что если главной процедурой контроля становится принятие решений из заранее заданных вариантов, то рано или поздно такая система избавится от «излишних процессов» формирования научной рациональности. Вот и министр просвещения РФ Сергей Кравцов в декабре 2022 года «успокаивал» нас: в рамках популяризации и ранней профессиональной ориентации создано 300 детских технопарков, 150 центров цифрового образования, 30 тыс. кружков естественно-научного направления. То есть важнейшая функция школы – формирование, проще говоря, здравомыслия у детей, передается на уровень добровольной кружковой работы.
Кстати, как показали опросы общественного мнения ВЦИОМ и группы ЦИРКОН, около 75% родителей хотели бы, чтобы их дети посвятили свою жизнь науке. И, что любопытно, интерес к науке у общества можно назвать пассивным. Всего около 15% ищут информацию о новых достижениях, а остальные о науке «что-то случайно слышали».
По мнению Павла Оржековского, на первый план должна выйти забота об учителе. «До 80-х годов физики и химики хотели стать педагогами и ощущали, что это важная миссия, – вспоминает ученый. – Сейчас педагога оценивают по его ученикам. Выпустил отличника ЕГЭ (олимпиадника) – получай бонус (премию). Не удалось, много лет не показываешь результата по отличникам ЕГЭ – могут попросить уволиться… Детей дрессировать на тесты – это ремесло, учить химии – это искусство!»
Возможно, созданная инфраструктура (и даже – субкультура!) ЕГЭ уже начала активно самовоспроизводиться. Это потенциально и предполагает формальные эксперименты в школьном преподавании. И никто не может гарантировать, что «молдавский опыт» не будет позаимствован российскими чиновниками от образования.