Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев уверен, что сформирован пул вопросов, адекватно оценивающих компетенции учителей. Фото РИА Новости
Рособрнадзор совместно с Минпросвещения РФ утвердил новую методологию оценки качества образования, которая впервые включает в себя анализ не только качества подготовки детей, но и компетенций школьных учителей. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что до этого такие оценки строились только на основании результатов в учебе у детей. Это не давало полной картины по региону. По словам Музаева, новая модель будет апробирована уже ближайшей осенью.
Вместе с переходом на систему контроля успеваемости учеников посредством единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2004 году появилось желание проверить и знания учителей. И во многих регионах такие добровольные проверки были проведены. Полученные на тот момент результаты оказались не очень радостными: кое-где даже с заданиями базового уровня у педагогов возникли затруднения. Поэтому тема проверки знаний учителей стала сразу актуальной: ведь в стране много школ, где одному учителю приходится вести несколько предметов. И проверить знания такого «многостаночника» не мешало бы. Только как сделать это в таком режиме, чтобы и самолюбие учителя при этом не пострадало, и объективную картину получить?
Тема корректировки модели аттестации школьных преподавателей была почти готова в 2015–2016 годах. Было решено, что проверять будут не знания учителя по предмету, а то, как учитель оценивает работы учеников. А в 2018–2019 годах началась кое-где апробация экспериментальных моделей: проверялись знания по педагогике, методике, психологии. Полученные результаты статистически обработали и сделали выводы, написали предложения. И работа над критериями продолжилась. Сегодня, как видно из доклада главы Рособрнадзора, работа по оценке учительских компетенций близка к финалу.
Глава Рособрнадзора уверен, что удалось сформировать такой пул вопросов для этого исследования компетенций учителей, которые раскрывают всю полноту картины образовательного процесса. «Можно быть вундеркиндом, знать информацию очень хорошо, но, если ты не можешь, не обладаешь методиками, не знаешь психологии детей, не можешь довести эту информацию до детей, конечно же, это педагогический дефицит. Вот в этом плане опыт у Рособрнадзора есть, и мы осенью собираемся как раз апробировать модель, когда мы будем смотреть не только результаты детей, мы будем смотреть результаты учителей, смотреть инфраструктуру и будем смотреть, как все эти результаты коррелируются между собой», – заявил Анзор Музаев.
Чиновник также пояснил, что раньше такие оценки строились только на основании результатов в учебе у детей, что не давало полной картины. Теперь же агрегатный индекс будет включать в себя 69 показателей. Оценивать планируется комплексно по трем основным группам показателей: уровень подготовки детей, компетенции учителей, а также качество образовательной инфраструктуры.
«Первые наши такие замеры показали, что это все сообщающиеся сосуды: там, где все во всех трех областях хорошо, как правило, результаты высокие. Это как раз таки будет такой докладной записочкой для любого губернатора или главы муниципалитета, он поймет, во что ему нужно вкладываться. В учителей: целевые места обучения; в инфраструктуру, компьютеры, лаборатории или на переобучение, переподготовку тех учителей, которые есть», – заключил Анзор Музаев.