Педагогической системой Антона Макаренко (стоит во втором ряду в центре) живо интересовался и Максим Горький (сидит в центре). Фото РИА Новости
Во время обсуждения личностно-профессионального роста учителя на встрече академиков в Российской академии образования (РАО) спикеры коснулись животрепещущей темы. Оказывается, молодые педагоги не знают и почти не читают классиков педагогической литературы. Почему так? Ведь у классиков есть чему поучиться.
Академик РАО Игорь Лельчицкий во время беседы с президентом РАО Ольгой Васильевой вспомнил случай из своей обширной практики. Недавно он беседовал со студентами одного из педагогических университетов. И они не смогли вспомнить имена педагогов-мыслителей XIX–XX веков. Дело дошло до того, что они не могли вспомнить даже имя Антона Семеновича Макаренко. Что удивительно! Как раз творческое наследие этих двух великих педагогов – Ушинского и Макаренко – изучают в педвузах.
В 1997 году, напомнил Игорь Лельчицкий, издательство ЮНЕСКО выпустило в четырех томах статьи о 100 выдающихся педагогах мира, которые оставили свой след в образовательной мысли. Из российских и советских мыслителей там были названы: Константин Ушинский, Лев Толстой, Лев Выготский, Павел Блонский и, конечно же, феноменальный Антон Макаренко, новатор и экспериментатор воспитания.
За границей, напомнил академик Лельчицкий, Макаренко причисляют к величайшим педагогам XX века, изучают, внедряют в учебно-воспитательный процесс школ. Например, на педагогическом факультете Болонского университета о Макаренко говорят с придыханием, а в берлинских школах (не всех, конечно) дети работают на загородных школьных участках и зарабатывают деньги для школы – совсем по-макаренковски. Однако в целом по России школ, где бы помнили Макаренко и применяли его подход, сетует академик, очень и очень мало…
Историки педагогики считают, что отношение к Макаренко уже во времена расцвета его деятельности было сложным. В 1928 году Надежда Константиновна Крупская на VIII съезде комсомола, основываясь на публикации в журнале «Народный учитель» № 1 за 1928 год, раскритиковала его систему наказаний для провинившихся коммунаров. Крупская назвала методы Макаренко «рабскими», а саму систему – «крепостнической». Поэтому идеи Макаренко, опирающиеся на «конкретные дела, совершаемые детьми», на воспитывающую роль труда, материальную заинтересованность, ответственность за результат, были незаслуженно в те времена отодвинуты на второй план.
В СССР в те годы был взят на вооружение принцип приоритета обучения над воспитанием. Концепция воспитывающего обучения: ученик слушает на уроке учителя, а учитель объясняет – на долгие годы стала основной в отечественной школьной практике.
В годы перестройки и предшествующие ей интерес к новым подходам в педагогике стимулировал у педагогов изучение творчества Макаренко. Но в 2008 году случилось повторение эпохи 1928–1930-х. И место скромного предмета «труд» до сих пор занимает предмет, который называется «технология». Впрочем, что-то начинает меняться.
С 1 сентября 2024 года в расписании уроков начальной и основной школы введут новый предмет «труд», который заменит существующую сейчас «технологию». Помимо привычной работы с тканями, металлом и бумагой ученики будут осваивать компьютерные программы, заниматься робототехникой, 3D-моделированием и даже конструировать беспилотные летательные аппараты. Вспомнят ли при этом педагогическое наследие Макаренко? Будут ли опираться на его концепцию? Уверенности пока нет.
Во время беседы Ольга Васильева подчеркнула значимость трудов Макаренко и даже успела развеять некоторые мифы о педагоге.
У Макаренко был случай, рассказала президент РАО аудитории, когда он попросил колонистов убрать снег, на что в ответ услышал что-то вроде того, мол, снег еще выпадет, смысла убирать его нет и давайте дождемся весны. Колонисты те были из когорты самых неуправляемых, достаточно взрослые. Кому-то даже исполнилось 18. Они скрывали свой возраст, чтобы попасть в колонию, где можно было переждать холодную и голодную зиму. Тогда Макаренко не выдержал, весь побагровел и дал несколько пощечин главному бунтовщику. Удар был такой сильный, что тот отлетел, но после этого пошел убирать снег вместе с остальными. Это был первый и последний раз, когда Антон Семенович на практике применил физическую силу к своим воспитанникам.
Эпизод был практически единственным, однако за образом Макаренко укрепился миф о признании им пользы физических наказаний детей. Но даже ошибки классиков во время их педагогической деятельности – это тоже уроки для будущих педагогов и повод переосмыслить день сегодняшний.