Большинство родителей, если возникают проблемы у их детей, не склонны обращаться за помощью к специалистам-психологам. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Психологические и педагогические знания и навыки родителей – одно из обязательных условий восстановления здоровья ребенка и формирования детской личности. К такому выводу пришли ученые Российской академии образования (РАО), изучавшие факторы негативного влияния на психическое и физическое развитие подростков. Их собрал Центр развития инклюзивного образования РАО под руководством члена-корреспондента РАО Светланы Борисовны Лазуренко. Результаты этого исследования представила президент РАО Ольга Васильева.
Согласно этим данным, примерно 22% школьников отметили среди негативных факторов низкую физическую активность, 26% – отсутствие организованного досуга, 30% – использование электронных цифровых устройств и интернета без соблюдения гигиенических норм, 17% – нерациональное питание (употребление фастфуда). На проблемные отношения с отцом/матерью указали 25/13%, с учителями – 12% опрошенных, со сверстниками – 30%. Также 21% школьников сообщили о влиянии на них буллинга, 16% – кибербуллинга.
Специалисты отмечают, что по мере взросления увеличивается число ребят, имеющих сложности с бесконтрольным использованием гаджетов, доверительными отношениями с родителями. А кроме того – организацией питания (низкий уровень потребления фруктов и овощей). Последний фактор тоже становится значимым.
С учетом того, что в школе дети проводят добрую половину дня, сокращение потребления овощей и фруктов школьниками напрямую связано с тем, что они потребляют в школе. Если школьные столовые предлагают выпечку и сладости, выбор детей будет очевиден. И во многом этот выбор зависит от того, какое пищевое поведение принято в семье, едят ли сами родители овощи и фрукты. В подростковом возрасте фактор пищевого поведения в семье уже не столь важен, как в раннем детстве, но у ребенка очень сильно выражен инстинкт подражания «вожакам стаи», особенно отцу. Согласно зарубежным исследованиям, мужчины гораздо реже едят овощи, чем женщины. Объясняется это тем, что сильный пол не верит так сильно, как женщины, в то, что потребление фруктов и овощей является важной частью поддержания здоровья. Поэтому не случайно, что ученые во всем мире отмечают волну резкого развития ожирения у подростков.
Среди рекомендаций к исправлению ситуации – систематический мониторинг психологического благополучия подростков, индивидуальное сопровождение детей из группы риска, просвещение подростков и родителей в отношении соблюдения ЗОЖ, профилактика и своевременная коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений.
Ученые РАО провели также исследование состояния детей с редкими заболеваниями и их родителей. Выяснилось, что 50% близких ребенка с орфанным (редким) заболеванием находятся в нестабильном, а 20% – в тяжелом психологическом состоянии. Причем большинство родителей вытесняют свои личностные потребности и не склонны обращаться за помощью к специалистам. Это чревато, поскольку по мере взросления ребенка психологические ресурсы родителей истощаются и увеличивается риск развития у них психических расстройств. Снижается качество выполнения родительских обязанностей. Как результат – искажаются детско-родительские отношения.
Еще одно исследование Центра развития инклюзивного образования посвящено последствиям пандемии коронавируса. Большая сложность состоит в том, что последствия перенесенного COVID-19 у детей остаются малоизученными, но при этом они очень сильно влияют на комплексную реабилитацию и психологическую помощь.
Наиболее распространенными специфическими последствиями перенесенной инфекции были нарушение функции легких, астенический синдром и снижение психического функционирования: 40% родителей отметили у своего чада снижение физической активности и/или работоспособности. У детей также наблюдалось ухудшение аппетита, нарушение сна и увеличение его продолжительности, вялость, снижение настроения, лабильность, ухудшение памяти – эти признаки могут свидетельствовать об астении и истощении адаптационных механизмов личности.
Специалисты РАО считают, что наряду с медицинскими восстановительными мероприятиями программа реабилитации после коронавируса должна включать психолого-педагогическую помощь. Особое внимание следует уделять детям из группы риска – с тяжелыми хроническими болезнями, психическими расстройствами, находящимися в трудной жизненной ситуации. Недаром работа по привлечению в школы психологов активизировалась в послепандемийный период. Но до времени, когда присутствие психолога в школе станет распространенным явлением, пока далеко.