0
11064
Газета Образование Интернет-версия

02.10.2024 18:18:00

Что будет, если в школе отменить 11-й класс

Дело совсем не в сроках обучения, считает историк педагогики

Тэги: образование, 11 летка, михаил богуславский, интервью


образование, 11 летка, михаил богуславский, интервью Фото сайта mgpu.ru

Недавнее предложение помощника президента РФ Владимира Мединского о сокращении срока обучения детей в средней общеобразовательной школе до 10 лет, как это было раньше, в советское время, вызвало бурную дискуссию в обществе. Кто-то сразу же поспешил обвинить инициаторов изменений в намерении лишить детей хорошего образования, детства, перспектив на развитие и т.д. Кто-то, наоборот, приветствует изменения. Разобраться по существу вопроса обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ помогает историк, доктор педагогических наук Михаил БОГУСЛАВСКИЙ.

Михаил Викторович, вопрос к вам как к историку педагогики, понимающему процессы образования. История с отменой 11-летки у нас ведь уже была? Не так ли?

– Абсолютно верно, 11-летнее образование у нас вводили дважды. Первый раз в 1959 году. Тогда была создана 11-летняя школа для того, чтобы ученики смогли без отрыва от учебы получить в старших классах трудовую подготовку и обрести профессию. Через пять лет 11-й класс был ликвидирован как неудавшийся эксперимент. Но вплоть до 1965 года ученики средней школы работали на предприятиях два дня в неделю, получая параллельно профессию.

Давайте сразу уточним: всеобщее обязательное восьмилетнее образование было введено в 1959 году. А до этого обязательное образование было семилетним? И обучение в старшей школе (9–10-е классы) было платным.

– В принципе это так. Платным было обучение в старшей школе с 1939 по 1954 год. В 1957 году были опубликованы тезисы ЦК КПСС, где школу вообще хотели сделать только семилетней. А вот 8–10-е классы – это те классы, где учащиеся будут и учиться, и работать. Причем обучение планировалось сделать вечерним. Но в итоге это вылилось в 11-летнее дневное обучение, сочетаемое с получением профессии.

Продолжим про 11-летку...

– Второй «подход к снаряду» был осуществлен 1 сентября 1986 года. Вызван этот шаг был реформой средней общеобразовательной школы. Первая особенность этой новой 11-летки – школа подстраивалась теперь снизу, обучение начиналось с шести лет. Реформу 1984 года в народе называли реформой Андропова–Черненко, но готовил ее отец нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева – Гейдар Алиев, который работал тогда в ЦК КПСС. Согласно этой реформе, школа переводилась на обучение детей с шести лет. Объяснялось это тем, что увеличивался объем знаний и школа не успевала дать этот объем в существующие сроки.

Сразу заметим, что переход на обучение детей с шести лет тогда было сложно осуществить, потому что у детей этого возраста должен быть дневной сон. К тому же и учителей с соответствующей подготовкой, и методик по обучению детей детсадовского возраста в школе тогда не было. Единственной книгой для обучения шестилеток, которая существовала на то время, была книга учителя-новатора Шалвы Амонашвили под названием «Здравствуйте, дети!». И эта 11-летняя школа существует до сих пор. Хотя в 1990-х годах школа фактически опять стала 10-летней, в ней не было 4-го класса – ученики сразу переходили из 3-го в 5-й класс. Поэтому она числилась и числится 11-летней номинально.

Можете подробнее раскрыть нам этот феномен?

– В последние несколько лет почти нигде не набирают в школу детей с шести лет. Берут от 6,5 до 7,5 года. В Москве работает проект «Эффективная начальная школа». По нему школа фактически уже 10-летняя, потому что там 1–3-й классы – это начальная школа, а затем дети сразу идут в 5-й, минуя 4-й. Отдано это на усмотрение директоров. Поэтому в школах есть начальные классы, работающие и по схеме 1–4, и по схеме 1–3. Таких школ сейчас примерно 15–20%.

Сейчас все говорят, что причина предлагаемого сокращения сроков обучения – проблема нехватки кадров для эффективной работы экономики...

– У нас действительно есть проблема кадров. Все руководители говорят одно и то же на самых разных уровнях власти и производства: количество рабочих кадров снижается, квалифицированных рабочих – тем более. И эта причина – доминантная, сейчас вдобавок озвученная на официальном уровне устами помощника президента.

Но родители этого не хотят. Вот и статистика от рекрутинговых агентств свидетельствует о том, что они против перехода школы на более короткий срок обучения.

– Да, есть сейчас такая статистика, что только 35% родителей выступают за 10-летний срок обучения, а 65% – за 11-летний. Но скажу вам, цифры эти лукавые. Есть и всегда были родители, которые хотят, чтобы дети как можно раньше выходили на рынок труда. Так диктует экономическая обстановка в их конкретной семье. И дети, и родители в таких семьях знают, что сейчас только 15% вакансий на рынке труда предполагают у кандидатов высшее образование.

А есть такие, знаете, «зацелованные» дети, родители которых настроены как можно дольше длить сроки пребывания детей в системе образования. Это им тоже по-своему выгодно, потому что взросление детей в таких семьях происходит медленнее. Чем позже ребенок выйдет на рынок труда, тем сохраннее он как дитя для родителей будет. К тому же дети обеспеченных родителей ориентированы часто на западный рынок, на карьеру.

У нас же был в свое время разработан план перехода на 12-летнее обучение? Не так ли?

– Когда мы в начале ХХI века только вступили в Болонский процесс и стали вводить у себя бакалавриат, то встал вопрос о переходе школы на 12-летку по западному образцу. Там же везде учатся 12, а то и 13 лет. Были написаны под это учебники, методики. Потом стало ясно, что дело совсем не в количестве сроков обучения, а в качестве содержания образования.

И все-таки причина сегодняшнего перехода кроется ведь не только в нехватке рабочих кадров?

– Нет, конечно! Не только... Надо брать во внимание еще и общую ситуацию, при которой мы живем. Благодаря бурному развитию информационных цифровых технологий сегодня можно в разы уплотнить процесс получения знаний. А для социализации ребенка 10-летний срок обучения – это вполне нормально. К тому же сегодня мы имеем такую статистику, что 50–60% молодежи уходят после 9-го класса в колледжи. Нам говорят, что они уходят туда, чтобы не сдавать ЕГЭ и поступить в университет уже с дипломом колледжа. Но в том-то и дело, что подавляющая часть выпускников системы среднего профессионального образования, СПО, ни в какие университеты дальше не поступает. Желание ухода в СПО самое простое, жизненное: как можно раньше включиться в трудовую деятельность и начать самому честно зарабатывать. Так что здесь присутствует целый ряд причин. 


Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
1995
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1600
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
2994
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6381

Другие новости