0
447
Газета Образование Интернет-версия

02.07.2025 19:04:00

Семьи не готовы наставлять детей самостоятельно

Агрессия родителей зачастую вызвана низким качеством педагогических услуг

Тэги: образование, школа, опрос онф, учитель, психологическое давление, родители ученика, травля, буллинг, педагог, конфликтная компетентность


120-8-2480.jpg
Диалог родителя и учителя все меньше
напоминает разговор единомышленников.
Фото Владимира Машатина/PhotoXPress.ru
По данным опроса Общероссийского народного фронта (ОНФ), каждому третьему педагогу в России приходится бороться с психологическим давлением со стороны родителей учеников. «Основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, – это бюрократическая нагрузка и буллинг со стороны родителей. На проблемы травли со стороны родителей и психологическое давление указали 30% респондентов», – говорится в сообщении ОНФ. Справиться с буллингом учителям помогают администрации школ, а ученым хочется понять глубинную суть этих процессов.

«Учитель всегда является как минимум участником конфликтного процесса. А в хороших случаях – конструктором и организатором образовательных конфликтов. То есть одной из ключевых компетентностей современного педагога должна быть конфликтная компетентность – умение распознавать случающиеся конфликты и способствовать их продуктивному разрешению и умение проектировать, конструировать конфликты в предметном материале», – считает кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС Елена Федоренко.

История современного буллинга родителями педагогов берет начало с 90-х годов прошлого века, заявил в интервью на столичном радио проректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Сергей Косарецкий. По его мнению, в этот период «первоначального накопления капитала часть родителей посчитали, что они теперь успешные, у них есть деньги и связи, которые решают все», и конфликты стали набирать обороты. Плохую службу в этом противостоянии сослужила и доступность высшего образования, когда часть населения, получив данный бонус совершенно незаслуженно, решила, что в системе образования она теперь разбирается не меньше, а то и больше учителя. Не последнюю роль сыграла в участившихся конфликтах и политика детоцентризма в воспитании, которая привела к нарушению баланса между интересами детей и всех остальных участников образовательного процесса.

По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, одной из причин конфликтов может быть разрыв между уровнем представлений в обществе о результатах образования и теми результатами, которые транслирует система образования в ходе долгой своей трансформации. Родители просто не успевают адаптироваться к постоянным изменениям, что вызывает у них напряжение и агрессию. Еще в современных условиях, по мнению ученого, триггером противостояния стали соцсети и чаты, которые также стимулируют жестокость, употребление недопустимой лексики при общении и ненужные эмоции.

Но вместе с уже перечисленными проблемами есть еще одна причина, не менее важная. Три с половиной года назад вице-премьер Татьяна Голикова заявляла, что около 30% школьников не могут усвоить необходимый объем школьных знаний. Нынешние опросы показывают, что около 70% учащихся занимаются дополнительно, и самыми популярными предметами являются английский язык, математика и русский.

Например, наиболее проблемным предметом у большинства младшеклассников на протяжении последних лет остается английский. Чтобы иметь по предмету 4 или 5, нужно обязательно регулярно заниматься дополнительно, считают родители. Такая же проблема с математикой. Учитель не успевает на уроке объяснить и закрепить тему. Родителям приходится подключаться к объяснению материала самим или обращаться к репетитору. Но если родители рискнут заниматься с детьми сами, то трудностей здесь не избежать. Материал подан в учебнике так, как они в бытность школьниками не проходили. Советская программа школьного обучения была составлена грамотно и логично, про современную – увы, этого сказать нельзя. Сложные темы часто даются раньше времени на год, а то и на два, кроме того, их изучение нередко выпадает на конец четверти, когда дети традиционно хуже усваивают материал, жалуются в чатах родители. По чатам гуляет ролик возмущенной родительницы, которая листает два букваря – старый и новый. «Сравните букварь этого года и букварь советского времени, – возмущается она. – В старом варианте чтение начиналось с первых страниц. В современном учебнике чтению предшествует значительное число уроков по говорению. А чтение начинается с середины учебника. И сразу же дается большими отрывками». Похоже, авторы учебников пребывают в убеждении, что в школу дети приходят из детсада уже умеющими читать и писать.

Совсем не берется во внимание, что каждый ребенок может не успевать осваивать программу в заданном школой темпе, пишут родители на форумах. Замечая, что у каждого ребенка эта скорость усвоения материала своя.

Одним словом, родители имеют серьезные претензии к школе, учителям и сложностям жизни. А дальше стоит только поднести спичку, и... конфликт готов. 


Читайте также


На ребенка давит океан эмоционально значимой информации

На ребенка давит океан эмоционально значимой информации

Наталья Савицкая

Люди стали доверять искусственному интеллекту не только когнитивные функции, но и право выбора

0
455
Бюджетные места уйдут прежде всего в региональные вузы

Бюджетные места уйдут прежде всего в региональные вузы

Елена Герасимова

Приоритет отдан специальностям, способствующим технологическому лидерству

0
1962
Эффективность высшего образования в провинции растет

Эффективность высшего образования в провинции растет

Елена Герасимова

Минтруд подготовил новый рейтинг трудоустройства выпускников вузов

0
4665
Девальвация понятия "колледж", возможно, не за горами

Девальвация понятия "колледж", возможно, не за горами

Наталья Савицкая

Пилотный проект в регионах очень напоминает историю с ПТУ

0
3722

Другие новости