Многих пугает возвращение к единой школьной форме. Фото РИА Новости
Что ожидает школьное образование в новом учебном году? Судя по деятельности Минпросвещения РФ в прошлом году, охватывающей масштабное строительство новых школ и обновление материальной базы остальных, работу над новым содержанием школы, подготовку и внедрение новых учебников, эти все процессы еще не завершены. И в новом учебном году продолжатся. Вместе с тем в школе усиливают акцент на духовно-нравственную и патриотическую составляющую.
Как планирует Минпросвещения, с 2026 года ученики 5–7-х классов начнут изучать «Духовную и нравственную культуру России». На уроках детям будут рассказывать о традиционных ценностях разных религий и о жизни известных россиян. Сейчас готовятся учебники и программа, работа над которыми должна завершиться к концу 2025 года.
Укрепление дисциплины в старших классах начнется с нового эксперимента по выставлению школой оценок за поведение. Инициатива разработана Минпросвещения в 2024/25 учебном году. И будет протестирована в 84 учебных заведениях из разных регионов страны, включая Новгородскую, Ярославскую, Тульскую и Ленинградскую области, а также ЛНР, Чечню и Мордовию. Эксперимент затронет учеников с 1-го по 8-й класс. Выпускников – девятиклассников и одиннадцатиклассников – решено не включать в апробацию, чтобы не создавать дополнительную нагрузку в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и поступлению в вузы и колледжи.
Внешний вид ученика тоже преобразится. С 1 июля 2025 года в России начал действовать новый ГОСТ, устанавливающий единые требования к школьной форме. Документ разработан и утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и стал первым в истории страны стандартом, регулирующим именно школьную одежду. Согласно новому ГОСТу, форма должна быть удобной для учебы. Утверждение ГОСТа на одежду для школьников не означает введение единой школьной формы в России, срочно отрегировали на появление новости депутаты Госдумы РФ. Видимо, тень советского форменного прошлого пугает население по сей день. Речь идет сугубо о ткани, заявила зампред Комитета ГД РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая. Отдельно подчеркивается, что одежда должна сохранять светский характер и не содержать символику, противоречащую законодательству. Впервые на официальном уровне предлагается размещать на элементах формы государственную или патриотическую символику.
И возможен еще один эксперимент… В прошлом учебном году Минпросвещения РФ сильно озадачилось вопросом уменьшения нагрузки на школьников. По официальным данным, среднестатистический школьник проводит за учебой от 8 до 10 часов в день. После уроков подростки вынуждены часами сидеть за домашними заданиями, из-за чего у них почти не остается времени на общение с друзьями, отдых и любимые хобби. Приказ Минпросвещения РФ о сокращении количества домашних заданий и контрольных официально зарегистрирован Минюстом и согласован Роспотребнадзором. В нем прописано, сколько времени можно отводить на домашние задания и сколько контрольных и практических работ может проводиться в течение учебного года. Но депутатам Государственной думы РФ меры, предложенные Минпросвещения, показались недостаточными. И на недавно прошедшем Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) прозвучала идея отказа от традиционных домашних заданий в пользу заданий, «развивающих креативность и мышление». Здесь хочется отметить, что эта тема была одной из самых обсуждаемых на форуме. С инициативой замены выступил вице-спикер Государственной думы РФ Владислав Даванков. Он отметил, что сейчас домашние задания во многом утратили смысл. Все больше школьников пользуются услугами нейросетей и чат-ботов, которые выдают готовое решение за секунду. По мнению Даванкова, «гораздо полезнее было бы заменить стандартные упражнения на творческие и исследовательские задания, которые требуют самостоятельного мышления». Это могут быть небольшие научные проекты, презентации, креативные решения задач или групповые исследования. Такой формат, по мнению авторов инициативы, помогает «развивать критическое мышление, умение искать информацию, анализировать и делать выводы.
Судя по тому, что предложение озвучено на серьезном форуме серьезным спикером, есть повод говорить о его претворении в жизнь в ближайшие годы.